Logo Polskiego Radia
Print

Ежи Лимон: Шекспир был "тем самым" Шекспиром

PR dla Zagranicy
Irina Zawisza 22.08.2016 17:00
  • Интервью с проф. Ежи Лимоном
Директор Шекспировского фестиваля в Гданьске об одном из главных событий Года Шекспира.
Афиша 20-го юбилейного Шекспировского фестиваля в Гданьске Афиша 20-го юбилейного Шекспировского фестиваля в Гданьске Пресс-материалы Шекспировского театра в Гданьске

20-й юбилейный Международный Шекспировский фестиваль собрал театры со всего мира. Среди звезд фестиваля – арт-группа Forced Entertainment, которая считается пионером британского перформативного авангарда, итальянский режиссер Ромео Кастелуччи со спектаклем «Юлий Цезарь. Фрагменты». Впервые за 20-летнюю историю театра в Гданьске появился спектакль из Ирана «Гамлет» в исполнении Quantum Theatre Group, а также спектакль из Израиля - «Гамлет-машина» по пьесе немецкого драматурга Хайнера Мюллера. Шекспировскому фестивалю традиционо сопутствует проект «Течение Шекспир OFF» – цикл малых театральных форм, концертов, кабаре, мюзиклов, фильмов и хэппенингов в городском пространстве Гданьска и театральные мастер-классы в рамках Летней Шекспировской академии. Мы связались с директором Шекспировского фестиваля, он же директор Шекспировского театра в Гданьске – известным шекспироведом, профессором Ежи Лимоном.

- Можно ли сказать, что за эти 20 лет Гданьск стал центром Шекспира в Европе?

Ежи Лимон: «Наверное, да. В Англии, конечно, таким центром является Стратфорд, где находится Шекспировский институт, где организуются международные шекспировские конференции. При этом на европейском континенте, наверное, лишь Гданьск дорос до второгог такого места, где также проходят шекспировские конференции.А к этому - международный фестиваль – один из крупнейших в Европе. У нас действует целая образовательная программа, связанная с Шекспиром, замечательный Шекспировский театр, так что Гданськ действительно удалось превратить в шекспировский центр. Об этом свидетельствует также и то, что Ассоциация европейских шекспироведов выбрала Гданьск местом важной конференции в будущем году. Мы также основали Европейскую сеть шекспировских фестивалей, офис которой находится в Гданьске».

- На время фестиваля Шекспиром живет буквально весь город. А размах юбилейного фестиваля просто удивляет - от британского авангарда до иранской рефлексии на тему Шекспира. Режиссер Араш Дагдар даже назвал его своим «современным иранским драматургом». Какие постановочные, интерпретационные тенденции показал фестиваль этого года?

Ежи Лимон: «Мы стараемся так выбирать спектакли, чтобы показать разнообразие того, что «делают» с Шекспиром в мире. Я намеренно использовал формулировку «делают с Шекспиром», поскольку современные шекспировкие постановки – это не только традиционные спектакли по его пьесам. Таких классических представлений всё меньше, что очень симптоматично. Сегодня – время режиссера, который хочет обозначить свою личность, показать свое видение мира, и обращается к Шекспиру как к предлогу, чтобы поговорить о своем мировоззрении. Порой от шекспировских текстов немногое остается, а то, что остается, объединяется с текстами других авторов. Иногда режиссер дописывает собственный текст и рождаются своего рода «гибриды», уровень которых зависит от масштаба личности и таланта постановщика».

- В Польше за последние годы был настоящий «урожай» спектаклей по Шекспиру. Польские зрители, благодаря фестивалю, также смогли познакомиться с постановками российских режиссеров – Льва Додина, Валерия Фокина, Николая Коляды, Константина Богомолова. В этом году петербургский театр «Балтийский дом» показал «Сон в летнюю ночь» в постановке французско-румынского режиссера Сильвиу Пуркарете. Можно ли сравнить специфику современных польских и российских остановок Шекспир?

Ежи Лимон: «Польские режиссеры, особенно молодые, идут за модой, и представляют такие интерпретации, которые как раз модны в Европе. Например, читают Шекспира через призму психоанализа или гендерных проблем, половой идентификации. Что касается Шекспира в русском театре, то он более классический, чем в польском, всегда с великолепной актерской игрой. Можно сказать, что в России отношение к Шекспиру более консервативное, но это, видимо, многим нравится. В Польше публика уже привыкла к авангардным постановкам, при этом в России, насколько мне известно, «Король Лир» Константина Богомолова вызвал настоящий скандал...».

- В год 400-летия смерти Шекспира многих волнует фундаментальный вопрос: а был ли Шекспир? Или кем всё-таки был человек, создавший шедевры мировой драматургии? В кругу специалистов на фестивале этот вопрос поднимался?

Ежи Лимон: «Никто из серьезных шекспироведов этим не занимается. Потому что на самом деле неважно, был ли Шекспир тем человеком из Стратфорда, или нет, был ли он аристократом или простолюдином. Важно то, что после него осталось. Однако есть столько документов, подтверждающих, что Шекспир действительно был уроженцем Стратфорда, сыном перчаточника, выпускником стратфордской школы, и очень средним актером, при этом компаньоном ведущей лондонской театральной компании. Он нажил неплохое состояние, которое вложил в недвижимость. Разбогатев, бросил актерство, покинул Лондон, занялся в Стратфорде недвижимостью и писанием пьес. Есть завещание, есть записи его современников, доказывающие, что Шекспир пользовался большим уважением как драматург еще при жизни. Есть хвалебные рецензии, есть также некрологи и эпитафии после его смерти, говорящие о нем, как о великом авторе. Так что сомнений, что Шекспир был Шекспиром, нет. А всё остальное – не более, чем журналистские сенсации».

- Думаю, что мнение столь авторитетного ученого-шекспироведа многих успокоит и обрадует.

С проф. Ежи Лимоном беседовала Ирина Завиша

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты