Logo Polskiego Radia
Print

Пропагандистская личина "Золотого сентября"

PR dla Zagranicy
Nazar Oliynyk 15.09.2016 09:37
  • Wnuk efir ru.mp3
Советская пропагандистская кампания во время нападения на Польшу 17 сентября 1939 года.
17 сентября 1939-советская пехота во время вторжения в Польшу 17 сентября 1939-советская пехота во время вторжения в Польшу commons.wikimedia.org/Public Domain

17 сентября 1939 Советский Союз без оглашения войны напал на Польшу, которая в то время была вынуждена самостоятельно противостоять Гитлеровской Германии. Вероломная агрессия СССР была осуществлена в рамках союза с Германией на основании Пакта Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 и тайного протокола к договору. Согласно этому пакту восточные территории Польши входили в сферу влияния Кремля.

Советский Союз старательно планировал нападение, не только в военном плане, но прежде всего в пропагандистском. Агрессию названо “Освободительным походом Красной Армии”, которая в трудную минуту пришла на помощь западноукраинским и западнобелорусским братьям.

О том, как выглядела советская пропагандистская кампания во время агрессии на Польшу, мы попросили рассказать профессора Рафала Внука из Люблинского католического университета.

Профессор
Профессор Рафал Внук
Фото:принтскрин видео со страницы Польского радио

Рафал Внук: По сути пропагандистская кампания, адресованная обществу, не опередила того, что должно было произойти. Она по сути началась в день агрессии, 17 сентября. Что интересно - пропаганда не была до конца последовательной. Можно вести речь о двух способах представления действительности в Польше. В первом случае речь велась о том, что в Польше началась революция: буржуазия, фабриканты, полиция топит эту революцию в рабочей крови. Красная же Армия протягивает руку помощи украинскому, белорусскому, еврейскому и польскому рабочему классу, чтобы спасти его от этого страшного режима, который правит в Польше.

Одновременно с этим, вторая пропагандистская линия утверждала, что в результате немецкого нападения Польша пала, и польское государство прекратило свое существование. Утверждалось, что власти бежали, оставляя рабочий класс и крестьян без какого-либо руководства, а Красная Армия несет порядок на земли, которые потом будут присоединены к СССР.

Назар Олийнык: Согласитесь ли Вы с тем, что необъявление польским правительством войны Советскому Союзу в некой степени облегчило задачу советской пропагандистской кампании?

Р.В: Не думаю, что объявление войны польским правительством изменило бы тон советской пропаганды. Несомненно, неоглашение войны было ошибкой, но по другой причине. Когда не объявили войну, тогда позже не было причин подписывать мир, а в рамках него не было возможности гарантировать себе те или иные вещи.

Н.О: Во время советской агрессии на Польшу, командующий Белорусского фронта Михаил Ковалев и Украинского Семен Тимошенко выдали несколько обращений к солдатам польской армии. В них солдат призывали не только сложить оружие, но и расправиться с офицерами. Польским солдатам говорили, что их угнетает собственное государство и правительство. Какой был эффект этой пропагандистской кампании, адресованной польским солдатам?

Р.В: Польская сторона зафиксировала эту кампанию, листовок было много. В то же время эта акция в техническом плане была плохо подготовлена. Польский язык этих обращений был такой безнадежный, что кто-либо мало-мальски знающий язык не поверил бы что их написали люди, которые имеют что-либо общее с Польшей. Что касается адресатов этих обращений, то следует помнить о том, что солдаты польской армии только в немногим более 60% были поляками. И, как правило, в этом случае здесь не было особых успехов. Что же касается солдат из национальных меньшинств, то здесь трудно дать какую-то оценку. Надо отметить, что до середины сентября поведение белорусских и украинских солдат не вызывало претензий до той поры, пока они воевали на территории Центральной и Западной Польши. В середине сентября, когда польские войска отступали перед немцами, эти солдаты оказались вблизи дома. Многие дезертировали. Я бы это не связывал напрямую с пропагандистской акцией СССР, а связывал бы это с тем, что во второй половине сентября Польша потерпела военное поражение. После нападения СССР на Польшу, окончательное поражение было только вопросом времени, и солдаты, представители национальных меньшинств, не видели причин биться за проигранное дело.

Н.О: Думаю, стоит подчеркнуть, что в отличие от классической военной пропаганды, целью которой является деморализация противника, советская пропаганда во время агрессии на Польшу призывала украинское и белорусское население к преступлениям против польских чиновников и колонистов.

Р.В: Вы здесь затрагиваете очень существенный элемент. С перспективы советской пропаганды то, что происходило в Польше должно было быть революцией. При помощи пропаганды делалась попытка создать впечатление, что речь идет не о военной агрессии, а об освободительной акции на территории, охваченной революцией.

В традиции Советского Союза не было признания своей агрессии. Не важно, вторгался ли он на земли Восточной Польши, в Эстонию, Латвию или Литву, он всегда вторгался как “освободитель”.

Думаю, что советская пропаганда оказала какое-то влияние на местное население. Надо сказать, что на восточных землях Польши существовало относительно сильное коммунистическое движение, которое имело влияние среди всех национальных групп. Понятное дело, что поляки, которые теряли свое государство, были наименее склонны выступать против власти, но также польские коммунисты выступили против ІІ Речи Посполитой. И началось это еще до нападения СССР – первое выступление против польских властей произошло 15 сентября. Переплетение двух элементов, деятельности местных коммунистов и советской пропаганды, способствовало выступлениям против Польши и ее элит. Особенно это касается территорий нынешней Западной Беларуси, где вспыхнули самые кровавые выступления.

Автор: Назар Олийнык

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты