8 ноября граждане США будут выбирать нового президента. Последние опросы показывают, что кандидаты Хиллари Клинтон и Дональд Трамп имеют практически одинаковые шансы возглавить Белый дом. Выбора американцев также ждут во всем мире. Судя по высказываниям кандидатов, у них отличается видение международной политики.
Как изменится мир после выборов в США? На эту тему я поговорил с бывшим генеральным консулом Польши в Нью-Йорке, евродепутатом Уршулей Гацек.
- Президент России Владимир Путин уже давно стремится усадить за стол переговоров американского лидера для того, чтобы согласовать новый передел мира на сферы влияния. Удастся ли склонить нового президента США к таким переговорам?
- Несмотря на то, займет ли пост президента Дональд Трамп или Хиллари Клинтон, по моему мнению, нового передела мира не произойдет. В то же время, Владимиру Путину возможно будет проще маневрировать при президентстве Трампа. Ключевыми будут первые месяцы, даже недели после выборов, когда будет формироваться новая администрация президента США. С Дональдом Трампом отказались работать многие республиканцы, поэтому мы не знаем кто будет его советником. Если мы окажемся в какой-либо острой, кризисной ситуации, в которой президент США должен был бы принять немедленное решение, то Клинтон со своим огромным политическим опытом, была бы для Владимира Путина более сложным партнером, чем Трамп. Наверняка, не просто так о Трампе высказываются разные российские СМИ. Он, конечно, восторгается тем, что его кто-то хвалит, но здесь я бы переживала, если бы меня хвалила путиновская Россия.
- По мнению многих экспертов и публицистов, российскую агрессию в Грузии остановили именно решительные действия Белого дома, который в то время возглавлял республиканец Джордж Буш-младший. Учитывая высказывания Дональда Трампа относительно России, его позиция по поводу аннексии Крыма, можно ли сделать вывод, что республиканцы изменили свое мнение о Владимире Путине?
- Нужно сказать, что Трамп ломает все принципы республиканцев. Учитывая его высказывания о международной политике, он не является республиканцем. Однако стоит отметить, что изменились не только США, но также изменилась Грузия и страны, которые когда-то сильно нуждались в американской поддержке. Эти страны раньше активно стремились к сближению с НАТО, а сегодня немного успокоились. Мир меняется со дня на день. По моему мнению, несмотря на то, кто выиграет – Трамп или Клинтон – в свете огромного кризиса в Сирии, интерес к нашей части мира немного спадет. Мир будет больше заинтересован событиями в Сирии, в Иране, возможно, в Северной Корее. Мы, конечно, считаем себя пупом земли, и считаем, что здесь очень неспокойно. Но, то, что происходит в Украине, то, что происходит в Крыму, уходит из медиапространства, об этом говорят все меньше. В мире, с перспективы Вашингтона, есть и другие проблемы. Я не думаю, что США будут наблюдать за нашим регионом, за исключением кризисных ситуаций. В то же время Россия знает, когда нужно заморозить конфликт, а когда его немного подогреть. На данный момент и в Приднестровье, и в Южной Осетии, и в Абхазии будет сохраняться, как принято говорить, business as usual. Сегодня мир не обращает внимания на эти регионы.
- В борьбе с Исламским государством, какой из кандидатов, по вашему мнению, будет более решительным?
- Я считаю, что, судя по высказываниям, это будет Клинтон. Когда президент США Барак Обама сказал, что для него красной линией, которую нельзя переступать, будет использование Башаром аль-Асадом химического оружия против собственного народа, а после того, как это произошло, президент США ничего не предпринял, тогда именно Хиллари Клинтон, которая на то время была госсекретарем, оказывала давление на Барака Обаму. Она выступала за то, чтобы предоставить оружие ополченцам. Это тоже вопрос к размышлению, насколько это решение было бы эффективным. В то же время, стоит отметить, что ни Клинтон, ни Трамп открыто не выступают за то, чтобы отправить в Сирию сухопутные войска. Был момент, когда Трамп сказал: «Да, мы готовы отправить солдат», а позже отметил, что только вместе с союзниками, что, по моему мнению, скорее нереально. Могу сказать, что Клинтон лучше осведомлена в ситуации в Сирии. Кроме того, мало кто говорит о том, что Хиллари – женщина, и ей предстоит доказать, что ее позиция в вопросе безопасности – твердая. Мне кажется, что она будет даже более жесткой на посту президента, чем мужчина, только затем, чтобы доказать, что женщина может быть жесткой.
Денис Шпигов