В понедельник, 10 октября, по инициативе Профсоюза польских учителей в семнадцати польских городах прошли протесты. На пикеты вышли учителя, родители, представители органов самоуправления, а также оппозиционные политики и члены «Комитета защиты демократии», требуя остановить «вредную реформу». Речь идет о реформе системы школьного образования, которая должна начаться в 2017 году. Разъяснить ситуацию Польское Радио попросило министра образования Польши Анну Залевскую:
Вчера состоялась встреча с представителями организаций «Форум профсоюзов», «Солидарность», которые не поддержали протест «Профсоюза польских учителей». Обсуждался также вопрос заработной платы. Я постоянно подчеркиваю, что реформа системы школьного образования делается для детей, для родителей. Ведь родители платят налоги, поэтому они вправе предъявлять требования школе. Но есть также учителя, а без них невозможно ни одно изменение. Поэтому было принято решение: создать рабочую группу. Для того, чтобы дискутировать на тему зарплат учителей, их профессионального статуса, нужны представители органов самоуправления, так как они являются работодателями.
В связи с чем учителя вышли на протест? Чтобы получать больше денег или для того чтобы отменить реформу системы школьного образования?
Протестовал «Профсоюз польских учителей», у которого было несколько требований. Самый важный касался отмены реформы без каких-либо аргументов. Хочу заметить, что я месяц за месяцем реализовываю разные требования профсоюзов, прежде всего, постулаты учителей, в том числе «Профсоюза польских учителей», который несколько лет устраивал протесты и требовал упразднения гимназий (а теперь он требует их оставить). Если речь идет об учителях, то могу сказать, что уже отменены обязательные бесплатные часы, уже на половину меньше стало бюрократии. Кроме того мы декларировали валоризацию. Это не повышение зарплаты, но это дополнительные деньги на школьные субсидии, более 400 миллионов злотых. Напомню, что валоризации не было более 5 лет. Параллельно мы постоянно разговариваем с органами самоуправления, упорядочиваем систему зарплат, чтобы подготовить их повышение.
Сколько вчера протестовало учителей, есть какие-то данные?
Общих данных пока нет, каждое из воеводств присылает свои данные. Думаю, что профсоюзы и учителя были меньшей группой в этих протестах. Из Вроцлава пришла информация, что большинство протестующих людей связаны с оппозиционной партией «Гражданская платформа», с «Комитетом защиты демократии» и партией «Вместе». Жаль, потому что профсоюзы должны быть полностью самостоятельными. Это политики выступали, а не профсоюзы.
Появляются комментарии, что реформа системы образования не совсем хорошо подготовлена, поэтому Министерство образования теряет союзников. Претензии есть и у министра науки и высшего образования, и у министра финансов…
Реформа прекрасно подготовлена, хотя, конечно же, мы поддаёмся острой критике и проходим общественные консультации. Я думаю, что польское общество или, скорее всего, польские СМИ удивлены, что так могут выглядеть общественные консультации, то есть, что действительно всё проходит без кулис, вся информация доступна на интернет-страницах, по всем тезисам законопроекта можно высказать свое мнение. Нужно также уметь читать дискуссию между ведомствами. Практически каждый, кто её читает, дрожит и считает, что реформа не готова.
Например, Министерство культуры спрашивает, что будет с 200 художественными школами, которые работают, живут по совершенно другим правилам…
В случае Министерства культуры, то в его образовательной стркутуре не везде есть гимназии, поэтому там не заметили изменений, потому что у художественных школ свои правила. Есть и другие ведомственные школы. Министерство образования отвечает за общий стержень. Исходя из дискуссий, обсуждений, мы видим, как много еще предстоит сделать. Министерство образования не всегда сможет реализовать нужды, которые следуют из специфики какой-то конкретной школы, но я очень рада, что идет обсуждение.
С одной стороны, Вы говорите о том, что ни один учитель не потеряет работу из-за реформы, а с другой, Министерство образования готовит большой пакет защиты учителей. Нет ли здесь противоречия?
Я не готовлю защитного пакета в том смысле, что касается случаев, если учителя потеряют работу вследствие реформы. Но ситуация действительно драматическая, если речь идет о демографическом кризисе. Чтобы показать свою добрую волю и ответственность за учителей гимназий, которые очень беспокоятся, что при их упразднение они потеряют работу, я постоянно их успокаиваю. Я постоянно напоминаю, что для стабильного трудоустройства учителей в гимназии должно минимум 400 учеников. Такие расчеты делались при их создании. На данный момент в гимназии учатся в среднем от 140 до 160 детей. И для того чтобы спокойно провести реформу, нужно подготовить также такие решения, которые покажут, даже если учитель гимназии имеет несколько часов в неделю, то он сможет делать профессиональную карьеру. В законопроекте записано, что нужно иметь минимум полставки. Такие решения появляются в результате разговоров с органами самоуправления и учителями.
PR1/kira