Укороченные узкие брюки, пышные юбки-пачки, платья солнце-клёш, коки и шиньоны, очки «кошачий глаз», ярко-красная помада – сегодня в Польше это настоящий вопль моды. На вернисажах, на театральных и кинопремьерах, на дружеских встречах, на «мальчишниках» и «девичниках» перед свадьбой можно увидеть молодых людей, точь-в точь повторяющих стиль конца 50-х годов прошлого века. В ту пору броско одевавшихся парней в Польше называли «bikiniarze» (от названия экзотического острова Бикини), а их девушек «kociaki» (кошечки). На русском языке таких молодых людей называли «стилягами».
- Появлению польских стиляг предшествовали социально-экономические перемены после Второй мировой войны. Говорит культуровед Каролина Сулей:
Каролина Сулей: «Мода находила отражение, прежде всего, в дефиците, который в Польше особенно чувствовался после войны. На это наложились политические перемены. К власти пришли коммунисты, вследствие чего дефицит еще больше увеличился. Это с одной стороны. С другой – произошла определенная идеологическая перемена. И такой стиль, как на Западе, к примеру знаменитый new look Диора власти в Польше считали «буржуазным» и всячески осуждали. «Сверху» насаждался образ скромной женщины – работницы. Но одновременно с таким идеологическим нажимом, вернее вопреки ему расцветала мода на переделки. Использовались все материалы, вплоть до таких, до которых трудно додуматься в плане кройки и шитья . Один из варшавских коллекционеров моды имеет в своей коллекции блузку, сшитую из... карты. Думаю, это лучшая иллюстрация того, как женская фантазия и изобретательность «латала» эти дыры в материалах и хорошей готовой одежде. В переделку шла старая одежда, военная форма, шторы, скатерти. При этом польки старались, чтобы фасоны были оригинальными. Но всё равно бедность и дефицит трудно было скрыть..».
- Настоящий переворот в моде произвел 5-й фестиваль молодежи и студентов в Варшаве в 1955 году. «Сборище молодых идеологов коммунизма» - писала об этом мероприятии западная пресса. «Музыкально-эротический нерест» - так оно выглядело в глазах самих его участников. Обратимся к воспоминаниям историка Анджея Кшивицкого: «Этот фестиваль имел огромное значение, если говорить о переломе культурном, эстетическом. Молодые люди из провинции, побывавшие в эти дни в Варшаве, после возвращения требовали на танцплощадках музыку не ансамбля «Мазовше» и других народных коллективов, а джаз. Гости фестиваля привозили пластинки, которые молниеносно разошлись, так же как и цветные носки, пестрые галстуки. После фестиваля в Польше рождается целое движение, называемое «бикиняжи» - предшественник советских «стиляг». Это, в свою очередь, активизирует молодежную культуру, включая журналы, клубы. Вспомню еще о том, что во время фестиваля в варшавском «Арсенале» проходит выставка авангардистов, ознаменовавшая разрыв польского искусства с соцреализмом». И именно вопросом и требованием молодых поляков: «Почему у нас вокруг серость? Хотим разноцветности!» кончается сталинизм в культурно-цивилизационном измерении и знаменуется начало новой эпохи».
- Историк искусства и писательница, автор книг о моде 50-х-60-х годов Марта Штокфиш призналась, что ей не нравится термин «бикиняжи» или «стиляги» в отношении модных нонконформистов той эпохи:
Марта Штокфиш: «Их целью не было ношение цветных носков, их перекраска. Когда наступил так называемый «польский октябрь 1956-го», или «оттепель», это отразился не только на внешнем виде молодых людей, но и на их поведении. Они вдруг почувствовали себя свободными. Может, ту свободу не следует понимать так буквально, это была не та свобода, которую мы чувствуем сейчас. Но, во всяком случае, они почувствовали ее дуновение. И наполнились такой энергией, таким оптимизмом, что это проявлялось в каждой детали их гардероба. Они укоротили свои пальто до колен, запустили волосы, чтобы делать «коки», выбросили шапки. И ходили так вызывающе – в коротких пальто, в узких брюках-дудочках, точно таких, какие мы носим сегодня, называя их skinny, и обращали большое внимание на эстетику. Многие шили себе сами, покупали готовые рубашки, отрезали воротнички, меняли фасон, танцевали под джаз – то есть делали то, что им хотелось. Но, конечно, не «перебарщивали». Ведь и цензура еще действовала, и службы безопасности подслушивали. Но уже не было такого страха, как раньше, и такой печали. Они хотели быть свободными, и чувствовали себя свободными!».
- К яркой одежде «прилагался» особый слэнг, иностранные сигареты, но что важно - широкий кругозор, осведомленность в том, что происходит в культуре Запада, и творческие способности. Польские стиляги были не просто «золотой молодежью», а талантливыми студентами творческих вузов, молодыми художниками, писателями, кинематографистами.
Марта Штокфиш: «Когда в магазинах не было ничего интересного, люди активизировали творческие возможности так интенсивно, что сегодня даже трудно себе представить. Сегодня это делают профессиональные модельеры или театральные художники по костюмам. А тогда, если не умеешь чего-то придумать, выглядишь так же уныло, как миллионы рядовых людей с улицы. В связи с этим рассказы о стильных людях 50-х для меня очень поучительны. Чтобы делать выводы, чтобы не носить скучную одежду, не говорить: о, такие вещи не для меня... Ведь своим видом мы влияем на нашу жизнь, создаем действительность. Стильные люди ее создавали».
- К словам Марты Штокфиш добавлю свое личное наблюдение. Мне кажется, что сегодняшняя мода на «стиляг 50-х» - это также своего рода протест. Против однообразия пусть даже ярких вещей из сетевых магазинов, против унификации мышления о своем внешнем виде.
Материал подготовила Ирина Завиша