Итоги первого года своей работы подвело как правительство Беаты Шидло в целом, так и отдельные ведомства. Каким этот год был для министерства культуры, в студии Польского Радио рассказал его глава Петр Глиньский:
Думаю, что удалось сделать много вещей. Например, мы начали создание новой сети музеев, которую наши предшественники так и не сделали, проект был в запущенном состоянии. На данный момент мы в Польше строим и помогаем органам местного самоуправления в создании новых, очень важных мест памяти, связанных с польской историей, и мест, которые влияют на формирование польской идентичности. Но, прежде всего – в принципе, с этого нужно было начать – нам удалось значительно увеличить бюджет министерства культуры на следующий год, почти на 200 миллионов злотых (почти 50 млн евро). Впервые около 1% общего польского бюджета будет предназначено на культуру, не считая европейских средств и денег, выделяемых на культуру в других ведомствах. Институции (организации) культуры в Польше очень хорошо ведут свою деятельность. Мы позаботились о том, чтобы улучшить их условия труда. Делали это текущем, 2016 году, будем делать и в 2017 году. С большинством представителей польской культуры, даже с которыми мы не согласны, мы ведем диалог, разговариваем. Для демократии разница во мнениях является естественной. Несколько инцидентов, которые произошли за год работы министерства и в возникновении которых не было ни моей вины, ни вины нашей стороны, нельзя причислить к рангу конфликта…
Вы также имеете в виду гражданский протест представителей культуры, который назывался «Не отдадим вам культуру» и был направлен против политической цензуре и политизации культуры…
Те, кто проиграли выборы, не только политические партии, но интеллектуальные группы приверженцев этих партий, а также некоторые общественные группы, очень плохо приняли результаты выборов. Они находятся в постоянном шоке, они не умеют принять и приспособиться к результатам демократических выборов. У нас (в Польше) демократия только созревает, но она лучше функционирует, чем год или два назад, потому что она стала более уравновешена. Мы должны привыкнуть, в культурном контексте также, что мы должны уважать результаты выборов, и не устраивать чрезмерные истерики. У каждого есть право протестовать, но в рамках культуры. Топливо чрезмерного участия оппозиции, попытки вызвать политические споры в связи с культурой, уже сгорело.
Какие планы у министерства культуры на следующий год? Понятно, что их много, но какие из главные?
Мы готовим реформу кинематографии. Я начал проводить консультации с представителями киноискусства. Мы готовим два законопроекта. Один касается привлечения к производству фильмов в Польше, в частности иностранных продюсеров. Мы хотим запустить в стране большое кинопроизводство, в том числе в контексте совместного сотрудничества. Это будет развивать польский рынок. Второй шаг – это институциональная реформа. Мы её начнем после серьезных консультаций с творческой средой. Я не хочу это делать наперекор группам творцов, даже если с их мнениями я не до конца согласен.
С Вашим мнением тоже не все согласны, большое возмущение вызвало, например, Ваше решение объединить музей Второй мировой войны с музеем Вестерплатте …
Вызывало беспокойство то, что в Польше было заблокировано строительство музея истории Польши на 10 лет, а строили музей Второй мировой войны, который первоначально назывался музеем Вестреплатте. Мы создали музей Вестреплатте, потому что считаем, что это находится в сфере ответственности польских политиков. В Польше должен быть такой музей, а музей, посвященный Второй мировой войне, должен иметь эпос Вестерплатте, потому что он понятен каждому поляку.
Говоря об исторической политике и о кинематографии, какие исторические фильмы, как Вы считаете, нам нужны, какой фильм нужен после «Волыни»?
Разные есть темы, которые лежат в качестве сценариев на столах кинематографистов. Есть самые разные проекты. Я хочу ясно сказать, что историческая политика должна вестись посредством выдающихся дел искусства, чтобы их художественный уровень был самый высокий и преобладал над содержанием. Нас не интересует пропагандистский китч. Искусство и культура сильны тогда, когда способны тронуть до глубины души, когда они сильны качеством произведений. Недавно один режиссер принес проект фильма о Пилсудском, есть сценарии фильмов о Яне Карском, готовится о Новаке-Езёранськом. Так что идеи есть. Мы огласили конкурс на исторический фильм. Из представленных 856 проектов жюри выбрало 50. Это действительно очень разные идеи.
PR24/Kira