Во вторник, 29 ноября, министры иностранных дел Вышеградской группы выступили за расширение Евросоюза и выразили поддержку стремящимся в ЕС балканским странам. Это заявление прозвучало в ходе встречи 15 европейских министров иностранных дел при участии главы европейской дипломатии Фредерики Могерини. Главным образом, речь идет о перспективе вступления в ЕС Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговины, Албании, Черногории и Косова. О том, возможно ли расширение ЕС в ближайшее время, а также о роли Вышеградской группы в формировании европейской политики, в студии Польского радио рассказала Йоланта Шиманская из Польского института международных дел.
Вышеградская группа призвала расширить ЕС, это возможно?
Можно с уверенностью говорить, что в настоящий момент политика расширения Европейского союза зашла в тупик. Еще в начале своей работы на посту главы Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что до 2020 года новых расширений не будет. С другой стороны, 2020 – уже не за горами. Тем не менее, прогресс в переговорах с балканскими странами – скорее незначительный. На это есть много причин как со стороны ЕС, так и со стороны Балкан. У Евросоюза есть ряд претензий к Балканским странам в контексте возможного присоединения. С связи с этим не стоит ожидать расширений ЕС до 2020 года. В свою очередь, 2021-2022 – это период возможного прогресса для Сербии и Черногории.
***
Как бы там ни было, загвоздок очень много. Во-первых, у Евросоюза и так хватает проблем, он нуждается в реформах и занят абсолютно другими вопросами. Во-вторых, само общество ЕС не особо настроено на расширение, о чем свидетельствует, среди прочего, голландский референдум об ассоциации с Украиной. Это был символический момент, немного другое направление, но те же проблемы – коррупция и неготовность присоединения к ЕС. Общество Западной Европы рассчитывает на более высокий уровень готовности потенциальных членов ЕС, в то время, как у Балкан до сих пор проблемы с коррупцией, кумовством и низким уровнем демократических стандартов в понимании западноевропейских государств. Тем не менее, ЕС нуждается в Балканах, поэтому сегодняшний посыл Вышеградской группы имеет большое значение. Должна оставаться надежда, европейский вектор должен сохранятся.
Одним из главных вопросов на саммите в Варшаве стал миграционный кризис. Вышеградская группа продолжает выступать против принудительного распределения мигрантов. Это вполне естественно, особенно, если учесть, что многие европейские старны сами весьма неохотно принимают мигрантов.
Это правда, распределение мигрантов происходит очень медленно. При том в тех государствах, которые продвигали эту идею, дела с имплементацией обстоят не лучшим образом. Главным барьером в данном случаем, мне кажется, является подход к принятию беженцев. В начале были также проблемы инфраструктурного характера. В связи с этим, Европейский союза обязан вернуться к данному вопросу, особенно, если учесть, что соглашение с Турцией, можно сказать, висит на волоске. В последнее время с обеих сторон звучат обвинения. Европарламент призвал заморозить переговоры о присоединении, с другой стороны, Турция все время твердит о том, что у нее есть альтернатива – начать пропускать мигрантов. При том обещанные Турции деньги – не самая большая проблема. Дело в том, что политические обещания – безвизовый режим и прогресс в присоединении к ЕС – маловероятно удастся реализовать в нынешних условиях. В связи с этим, соглашение ЕС-Турция находится под угрозой и нам стоит быть готовыми к повторной волне мигрантов.
В саммите в Варшаве приняли участие представители балканских стран, значит ли это, что Вышеградская группа пытается расширить сферу своего влияния и насколько влиятелен этот союз в настоящее время?
Очевидно, что Вышеградская группа нуждается в расширении своего влияния. Это намерение имеет место с тех пор, как в Польше поменялась власть. Есть тенденция, но есть и проблемы в самой Вышеградской группе, которые касаются согласованности интересов. Вышеградской четверке стоит сфокусироваться на поиске союзников в ЕС в лице тех же Греции и Италии, по крайней мере, если речь идет о миграционном кризисе. Вышеградская группа нуждается в создании разных платформ в контексте переговоров, сотрудничества и координации позиций. В свою очередь, если Вышеградская четверка намерена форсировать разного рода проекты (ту же «эластичную солидарность»), ей нужно налаживать более широкое сотрудничество в рамках всего Европейского союза. Уверена, некий компромисс удастся разработать, другое дело, с каким энтузиазмом он будет воспринят отдельными странами ЕС.
pr24/aj