Logo Polskiego Radia
Print

Последствия убийства российского дипломата в Анкаре

PR dla Zagranicy
Iryna Kudriavtseva 20.12.2016 15:00
  • Gospodarka 20.12.mp3
По мнению эксперта, причины убийства нужно рассматривать в двух контекстах: войны в Сирии и турецко-российских отношений.
На фотографии из архива посол Андрей Карлов.На фотографии из архива посол Андрей Карлов.Foto: PAP/EPA/STR

Кто был заинтересован в смерти российского дипломата и почему? Какая информация и комментарии на этот счет уже появились в турецких СМИ? Этот вопрос Польское Радио задало эксперту Польского института международных дел Каролю Василевскому, с которым связалось по телефону.

Турецкие СМИ, а также социальные сети, вписываются в тенденцию, которую в Турции после такого типа событий можно назвать информационным хаосом. Появляется множество сообщений, которые либо будут иметь какое-то значение, либо в скором времени ничего не будут означать. Одна из теорий, которая уже подтвердилась, связана с личностью убийцы. Он действительно оказался турецким полицейским. Но есть вопросы, на которые пока нет ответов, а которые позволили бы лучше объяснить то, что произошло. Нет ответа на вопрос, была ли это индивидуальная инициатива полицейского или он действовал в рамках какой-то группы, если да, то какой. Всё еще нет ответа на вопрос, который сразу же появился в турецких СМИ: этот человек связан с националистическими кругами или с исламистскими группировками? Конечно, на данном этапе появляются разного рода теории. Например, что этот полицейский был связан с сирийской оппозицией. Но, к такому типу выводам нужно очень осторожно подходить, потому что они делаются на основе того, что этот полицейский выкрикивал во время покушения и после него, а также на основе его акцента. Видео (убийства), которое я видел, среднего качества, поэтому сложно окончательно что либо утверждать.

Известно, что убийца выкрикивал фразы: «Мы не забудем Алеппо! Не забудем Сирии! Никто не будет в безопасности, пока дети Алеппо не будут в безопасности. Я не уйду отсюда [...]. Вы свидетели, мы объявили джихад».… Несколько дней назад в Турции прошли протесты против участия (вмешательства) России в войне в Сирии, против бомбардировки Алеппо. Насколько важен сирийский контекст в том, что произошло в Анкаре?

Мне кажется, что на данный момент он является самым важным. Убийство посла – это событие, которое притягивает внимание. Сразу же возникают образы катастрофы, люди начинают думать о самом худшем, чуть ли не о конце света. Контекст очень важен. Особенно контекст событий в Сирии и нападение сил Башара аль-Асада на Алеппо. В Турции это вызвало очень большой протест и тут нужно иметь в виду – при относительном молчании турецкого правительства, которое ранее высказывалось однозначно и решительно по стороне сирийской оппозиции. На данном этапе у турок сложилось такое впечатление, – об этом они высказывались в социальных сетях, об этом также говорили эксперты – что нападение на Алеппо ловко закрывается занавесом молчания.

Каковы возможные политические последствия убийства российского посла в Анкаре? Во вторник, 20 декабря, в Москве должны были встретиться министры иностранных дел Ирана, России и Турции, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Ведь убийство произошло в период улучшения отношений между Анкарой и Москвой…

Это второй аспект контекста. Дипломатическое сближение между Россией и Турцией проходило, можно сказать, в течение последнего месяца. Интенсивное дипломатическое движение на линии Турция-Россия выражалось хотя бы в том, что Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин разговаривали по телефону по крайней мере три раза в неделю. Это довольно показательное движение. В случае Ирана ситуация не такая уж простая. Но контекст турецко-российского сближения очень заметен. Возникает вопрос: повлияет ли произошедшее в Анкаре на турецко-российские отношения? На данном этапе и Россия, и Турция стараются подчеркивать, по крайней мере, на данный момент, что не повлияет. Общий момент польского и турецкого повествования: это событие является ударом по сближению Турции и России. Больше на тему последствий мы сможем сказать только тогда, когда узнаем, кто стоит за убийством, к какой группировке принадлежал полицейский. Возможно, парадоксально звучит, но это может в большей мере отразиться на турецко-американских отношениях, чем на турецко-российских. Хотя бы потому, что проправительственные СМИ, как обычно, начали говорить, что убийца был связан с движением Гюлена (основателем общественного движения «Хизмет», находящегося в США) – это во-первых. А во-вторых, основываясь на популярных в Турции теориях заговора, начали говорить, что в убийстве замешано ЦРУ. Часть турецкого общества верит в теории заговора.

PR24/Kira

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты