Выборы нового председателя Европарламента были весьма продолжительными, потому что пришлось провести все четыре тура голосования. Как известно, победу одержал итальянец Антонио Таяни – представитель Европейской народной партии. Евродепутат от Польши Ришард Чарнецкий, который, в свою очередь, был избран на очередной срок полномочий на посту вице-председателя Европарламента, рассказал о своем отношении к новому главе одного из важнейших европейских ведомств.
Ришард Чарнецкий: Не скрою, что я очень высоко ценю это человека – человека компромисса, который как политик Европейской народной партии никогда не атаковал Польшу, а, как известно, в этой партии подобные нападки случались достаточно часто. Антонио Таяни - это человек глубоко верующий, он разделяет культ польского Папы Римского Иоанна Павла Второго. Это противник европейского федерализма, который живет компромиссом, а не стремлением бороться, что отличает его от предшественника Мартина Шульца. Антонио Таяни – это человек мира, а не идеологической войны.
Ришард Чарнецкий выделил несколько важных для Польши аспектов, связанных с таким выбором кандидата в новые председатели Европейского парламента.
Ришард Чарнецкий: Во-первых, это представитель правого политического течения Европейской народной партии, я бы даже сказал – это самый правый глава Европарламента за последние 20 лет, если не больше. Думаю, что в Европейской народной партии происходит то, что и во всей Европе – определенная склонность к правому течению, отсюда и такой кандидат, который, надо отметить, одержал весьма убедительную победу с преимуществом в почти 70 голосов. Наверняка этот политик приедет в Польшу в перспективе нескольких недель. Думаю, что Таяни понимает нашу страну и принимает результаты демократических выборов, которые состоялись здесь в 2015 году. Я возлагаю на личность нового председателя Европарламента очень большие надежды, потому что считаю, что он будет не только говорить, но и слушать. Он не будет судьей или прокурором в отношении польского государства.
Вице-председатель Европарламента Ришард Чарнецкий также считает, что выбор Таяни на пост главы Европарламента уменьшает шансы Дональда Туска остаться на посту председателя Европейского совета.
В свою очередь политолог Бартош Рыдлиньский отмечает, что проведение всех предусмотренных четырех туров говорит о том, что социалисты хотели побороться за пост главы Европарламента.
Бартош Рыдлиньский: И социалисты, и христианские демократы, можно сказать, делят должность председателя Европарламента таким образом, что один срок полномочий – социалист, следующий – христианский демократ, и так далее. Однако, по-видимому, социалисты пришли к выводу, что если в Европе так много христианских демократов в Европейском совете и Еврокомиссии, то стоит побороться за место хотя бы в Европарламенте. Наверняка главный конкурент Таяни – Джанни Пителла знал, что проиграет, однако, хотел всячески подчеркнуть, что социалисты так просто не отдадут это место. И действительно, мы можем наблюдать, что позиция Дональда Туска в Евросоюзе ослабилась.
Эксперт портала еuractiv.pl Кшиштоф Кокощиньский высказал мнение о том, что прошедшие выборы главы Европарламента имели специфический характер.
Кшиштоф Кокощиньский: Таяни был избран не на основе своих пламенных речей или длительной предвыборной кампании, а на основе соглашения между лидерами отдельных партий, которые решили, что будет избран тот, а не иной кандидат. Правда, этого оказалось недостаточно, чтобы одержать победу сразу в первом, втором или третьем туре, необходимо было проведение четвертого тура выборов, где все решило простое большинство голосов, однако, все это показывает, с одной стороны, что Европарламент возвращается к прежнему механизму установления определенных вещей независимо от мнения рядовых евродепутатов или избирателей, а с другой стороны, что конкуренция между христианскими демократами и социал-демократами усиливается. Так называемая великая коалиция умерла.
В последнее время много говорится о появившемся дефиците демократии в Европейском союзе. В частности, появляются мнения о перевесе компетенций в сторону Европарламента, к чему, впрочем, стремился предыдущий глава организации Мартин Шульц. Говорит Кшиштоф Кокощиньский.
Кшиштоф Кокощиньский: Антонио Таяни таковым не является. Он не создает впечатления человека с такой сильной необходимостью увеличить свою власть и роль Европарламента. При этом он является весьма харизматичной личностью. Я поддерживаю мнение о том, что это будет человек компромисса, который будет стремиться сохранить свой status quo, не расшатывая лодку, в которой находится.
PR24/es