Logo Polskiego Radia
Print

Тактический союз или стратегическое изменение?

PR dla Zagranicy
Nazar Oliynyk 23.01.2017 15:31
  • Мир как на ладони. 23.01.mp3
Турецко-российское партнерство в сирийском конфликте.
Путин и ЭрдоганПутин и ЭрдоганFoto:youtube

На прошлой неделе Россия и Турция провели совместную воздушную операцию в окрестностях сирийского города Аль-Баб, контролируемого Исламским государством, которым турецкие войска уже продолжительное время не могут овладеть.

Речь идет, по сути, о беспрецедентной операции. Ведь еще не так давно Турция и Россия пребывали на грани военного конфликта и до сих пор не было примеров такого рода сотрудничества между обеими странами. С другой стороны, Турция, будучи членом НАТО, сотрудничает со страной, которая пребывает в состоянии холодной войны с Североатлантическим альянсом.

Назар Олийнык: Как можно оценить эту боевую турецко-российскую операцию? Имеем ли мы дело с принципиально новой особенностью турецко-российского союза в Сирии или же это обособленный тактический элемент? С этим вопросом мы обратились к политологу Рышарду Жултанецкому из Коллегиум Цивитас.

Рышард
Рышард Жултанецкий
Foto: Wojciech Kusiński/Polskie Radio

Рышард Жултанецкий: Безусловно, мы имеем дело с некой формой союза, но это сугубо тактический союз призванный решить определенную проблему, которая опасна как для Турции, так и для России. Волна беженцев и радикализация ислама еще не зацепили Россию или близлежащие регионы, но такая опасность существует. Союз России с Турцией странный. Суть даже не в том, что Турция является членом НАТО, так как между Россией и НАТО существует соглашение о совместных действиях, поэтому такие совместные действия не удивляют. Удивляет тот факт, что до сих пор Турция поддерживала антиасадовскую оппозицию, а Россия решительно поддерживала Башара аль Асада. По моему мнению, этот союз не имеет большого будущего. С другой же стороны, при очень сильных антитурецких настроениях в Европе, в условиях эскалации критики в отношении президента Эрдогана и его политики, может возникнуть некий импульс, который будет подталкивать Турцию в направлении России.

Н.О.:А как, по Вашему мнению, будет решена проблема Асада? Вступая в сирийскую войну, Эрдоган утверждал, что он делает это с целью свержения Асада. Но мы сейчас наблюдаем другую ситуацию.

Р.Ж.:Несмотря на то, что трудно заниматься предвидением политической действительности, поскольку это сделать трудно, предполагаю, что и Россия, и Турция будут стараться найти общий язык путем создания коалиционного правительства. Часть оппозиции, которая воюет с войсками Асада, будет привлечена в сирийскую политическую систему. Уверен, что россияне не позволят свергнуть Асада.

Н.О.:С 30 декабря 2016 года в Сирии теоретически обязывает перемирие. Теоретически, поскольку оно не включает Исламское государство, Джабхат Фатах аль-Шама и целый ряд курдских группировок. Этот мирный план, разработанный совместно Россией и Турцией при поддержке Ирана, получил признание Совета Безопасности ООН. Означает ли это, что Запад, в первую очередь США, полностью отодвинут в решении сирийского конфликта?

Р.Ж.:Путин использовал этот период бескоролевья в США и перебрал на себя инициативу в Сирии. Хорошо, что Вы затронули курдский вопрос. Тот факт, что в мирном плане, автор которого - Россия, нет речи о курдах, является реверансом в сторону Турции. Турция любой ценой не допустит автономизации сирийской части Курдистана и будет пресекать всякие попытки создания независимого курдского государства.

Н.О.:В контексте избрания Трампа президентом непрерывно звучит мнение о том, что США достигнут какого-то соглашения с Россией. Предполагается, что возможно будет раздел сфер влияния и что Украина будет предметом торгов взамен за какие-то уступки по Сирии. Однако, какой будет политика Трампа, принимая во внимание тот факт, что инициативой в Сирии владеет Москва? Какая может быть сделка, если Россия доминирует в этом конфликте?

Р.Ж.:Трамп очень сильный политик, независимо от его интеллектуальных достоинств, которые довольно ограничены. Как президент он будет более решителен Барака Обамы и Хиллари Клинтон. Если речь идет о перспективах союза, то это типичная российская маскировка. По моему убеждению, российская разведка посчитала, что у Трампа более высокие шансы на победу и его решила ослабить, делая это эффективно. Все эти истории с хакерами и рассказы о его пребывании в Москве - это типичная маскировка, другими словами дезинформация, направленная на ослабление динамики внешней политики США и на ослабление американского президента.

Я не думаю, что Трамп будет президентом, активно сотрудничающим с Россией. Он вынужден выработать отношения с Россией, и он это сделает. Однако, это будут отношения на условиях США, а не на условиях России.

Н.О.:Возвращаясь к турецко-российскому союзу, в перспективе может ли его разрушить иранская проблема? Ведь Иран является давним соперником Турции, хотя сейчас они сотрудничают в Сирии сообща с Россией.

Р.Ж.:Я так не считаю. Думаю, что как турки, так и россияне в состоянии найти общий язык с Ираном. Одной из самых важных проблем этого региона являются государства, пришедшие в упадок, такие как Ирак, Пакистан или Афганистан. Нельзя допустить, чтобы появлялись очередные примеры таких государств. Одним из государств, которое может быть элементом стабильности, является Иран. Только теперь перед американским президентом стоит непростое задание наладить с ним отношения.

Назар Олийнык

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты