Во вторник, 31 января, Институт национальной памяти обнародовал результаты экспертного анализа папки тайного сотрудника «Болека», которые подтверждают сотрудничество Леха Валенсы со Службой безопасности Польской Народной Республики. Сотрудники Института судебной экспертизы пришли к выводу, что почерк тайного агента «Болека» полностью совпадает с почерком лидера «Солидарности». Экспертиза проводилась на основе документов, которые были обнаружены в доме бывшего главы МВД ПНР Чеслава Кищака после его смерти. Институт национальной памяти инициировал графологическую экспертизу после того, как в апреле 2016 года Лех Валенса опроверг подлинность найденных документов. Результаты экспертного анализа в студии Польского радио комментировал Гжегож Майхжак из Института национальной памяти.
Можно ли дело о тайном сотруднике «Болеке» считать закрытым?
Лично для меня это дело закрыто уже давно. В данном случае – это лишь подтверждение того, о чем историки знают уже давно. Я считаю, однако, что в общем сознании это ничего не изменит. Для многих Лех Валенса останется своего рода Святым Георгием, который боролся со змием. Для других же он так и останется тайным сотрудником «Болеком». Этим вопросом я занимаюсь давно и, повторюсь, для меня это дело закрыто давно.
Почему Лех Валенса продолжает отрицать свою связь со спецслужбами?
Думаю, Лех Валенса борется за свою жизнь, за свою биографию. Я согласен с мнением, что вопрос его сотрудничества со спецслужбами ПНР не будет иметь огромного значения для Польши, чего не скажешь о биографии лидера «Солидарности». Я не психолог, но допускаю, что Валенса запустил механизм отрицания, и теперь сам свято верит в то, что никогда не сотрудничал со спецслужбами.
Что известно об этом сотрудничестве? Зачем он на это пошел? Кто его сломал?
Это хороший вопрос, своего рода загадка. Если проанализировать первую информацию, которую Служба безопасности получила от Леха Валенсы, то в ней наблюдалось определенное нежелание сотрудничать. Позже, тем не менее, это сотрудничество обрело весьма дальновидный характер, притом по инициативе самого Леха Валенсы. И здесь нельзя говорить о том, что его сломали. Сотрудники Службы безопасности описывали характер сотрудничества с Валенсой как добровольный. В это, конечно, тяжело поверить. Времена тогда были мрачные, у Валенсы были все основания опасаться за свою жизнь. Однако, это ни коим образом не оправдывает его действий. Есть мнение, что спецслужбы убедили Валенсу в том, что он действует во благо, для того, чтобы как-то успокоить сложившуюся тогда обстановку и не допустить до сценария, который имел место в декабре 70-го года. Возможен также и другой расклад, при котором человек, которого заставляют сотрудничать силой и он это делает неохотно, но добросовестно. Тяжело сказать, ведь мы говорим о мотивации другого человека. Только Лех Валенса в состоянии ответить на подобные вопросы.
Из документов следует, что Лех Валенса сотрудничал со спецслужбами с 1970 до 1976 года. Какой вред он успел причинить за это время?
Во-первых стоит отметить, что дата окончания этого сотрудничества является чисто формальной. Фактически эта связь была прервана намного раньше. По большому счету, активным это сотрудничество было чуть больше года. Вне сомнений, своими доносами Лех Валенса навредил определенным лицам. На основе его доносов были заведены несколько дел. Теперь, как мне кажется, он должен попросить у этих людей прощения. Стоит подчеркнуть, однако, что как лидер «Солидарности» он был чист. Это очень важно, как для самого Валенсы, так и для всей «Солидарности». Такова историческая правда.
Некоторые комментаторы, однако, отмечают, что связи Валенсы со спецслужбами могли влиять на ход событий времен «Солидарности» и даже его президентства.
После окончания сотрудничества со Службой безопасности ПНР, когда Лех Валенса включился в создание независимых профсоюзов в 1978 году, его попытались завербовать повторно, на этот раз безуспешно. Существует гипотеза, что связь со спецслужбами могла повлиять на «Солидарность». Валенсу просто могли шантажировать с помощью этого факта. Стоит, однако, подчеркнуть, что сотрудничество Леха Валенсы со Службой безопасности Польской Народной Республики окончательно закончилась в 1976 году и никоем образом не было продолжено.
IAR/aj