Logo Polskiego Radia
Print

Будет ли нормализация отношений между Грузией и Россией?

PR dla Zagranicy
Eugenia Samodelkina 09.02.2017 13:25
Эксперт Войцех Гурецкий дает оценку политическим отношениям между Тбилиси и Москвой.
Foto: av.coe.int

Российско-грузинские переговоры в Праге с участием спецпредставителя премьера Грузии по связям с Россией Зураба Абашидзе и заместителя главы МИД РФ Григория Карасина должны были продвинуть эти страны вперед на пути к новой дипломатической открытости. Однако, революции не произошло.

Но, если проанализировать российско-грузинские отношения в последние годы, можно заметить, что Россия и Грузия становятся все ближе, а война 2008 года постепенно забывается.

Свое мнение на эту тему высказал эксперт Центра восточноевропейских исследований Войцех Гурецкий.

Войцех Гурецкий: Тут два аспекта. Первый касается нормализации текущих отношений, что имело место еще в период, когда президентом Грузии был Михаил Саакашвили. Это проявилось, например, в согласии грузинского государства на членство России в ВТО, а позже в открытии сухопутной границы. И в ключе текущих взаимоотношений необходимо рассматривать встречу, прошедшую 7 февраля в Праге. Такой формат переговоров появился после прихода к власти коалиции «Грузинская мечта – Демократическая Грузия». С момента первой победы этой коалиции в 2012 году вице-министры иностранных дел России и Грузии периодически встречаются, поэтому какая-то нормализация есть. Правда, до сих пор не восстановлены дипломатические связи, разорванные после войны 2008 года. Но, люди путешествуют, налажены авиасообщения. Власти обеих стран заявляют о том, что процедура получения визы будет упрощена.

Второй аспект – это так называемые «красные линии», за которые Грузия не готова выйти. Это вопросы Абхазии и Южной Осетии, то есть двух регионов, которые после российско-грузинской войны 2008 года были признаны Россией независимыми государствами, и на данном этапе мне кажется маловероятным, чтобы Грузия в этом отношении пошла на какие-либо уступки и сближение с позицией российского государства. Так что переговоры могут касаться чего угодно, но только не этого. Россия, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, считает, что конфликт исчерпан, Грузия же и большая часть мирового сообщества считают, что это грузинские территории, а конфликт продолжается. В экономической же сфере российско-грузинское сотрудничество как-то продвигается.

Складывается ощущение, что в Грузии все чаще слышны заявления отдельных политиков о том, что нормализация отношений с Россией необходима. Эксперт Центра восточноевропейских исследований Войцех Гурецкий считает это естественным процессом.

Войцех Гурецкий: Во-первых, эти страны являются соседями, у них общая граница, достаточно длинная общая история. Многие грузины работают в России. В январе этого года был установлен рекорд по количеству российских туристов, посетивших Грузию. Необходимость в нормализации очевидна, впрочем именно такие заявления помогли ныне правящей коалиции дважды победить на парламентских выборах в 2012 и 2016 годах. Да, была война, но надо жить дальше. Но важно еще отметить, что в Грузии произошло некоторое разочарование в Западе. Оно появилось как в кругах власти, так и в грузинском обществе. Грузия посчитала, что Запад не приветствует сближения с ней, утратил интерес к кавказскому региону. Сейчас Европейский союз планирует отменить визовый режим, но это должно было произойти уже давно. Из-за того, что процесс затянулся, появилось чувство разочарования. Именно поэтому Грузия вновь пытается договориться с Россией, которая является крупнейшим и важнейшим игроком в регионе.

При этом, как отмечает Войцех Гурецкий, Грузия не хотела бы возвращаться в сферу влияния российского государства, хотя Россия по-прежнему считает, что Кавказ – это особая территория, на которой у нее есть свои привилегированные интересы.

Войцех Гурецкий: Стоит напомнить, что Россия также принимает активное участие в конфликте между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах. Российской власти удалось провести переговоры, которые привели к прекращению огня после краткосрочного эпизода войны в апреле 2016 года. Создан специальный формат переговоров трех президентов: азербайджанского, армянского и российского. Россия хотела бы ввести на территорию конфликта свои силы.

Эксперт Центра восточноевропейских исследований отмечает, что модель налаживания отношений между Грузией и Россией с течением времени может быть применена в российско-украинских отношениях.

Войцех Гурецкий: Однако, сейчас в Украине царит убежденность в том, что Россия является агрессором, несмотря на то, что Кремль продолжает утверждать, что в украинском государстве идет гражданская война, которая не касается украинско-российских отношений. По мнению российской власти, между Киевом и Москвой все хорошо. В любом случае украинцы сейчас не готовы забыть. Хотя, как я уже сказал, со временем будет усиливаться понимание, что с соседом необходимо как-то выстраивать отношения. Только я не представляю себе ситуацию, в которой Грузия добровольно бы отказалась от Абхазии или Южной Осетии, а Украина от Крыма или территорий Донецкой области.

PR1/es

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты