О том, как родилась и действовала Армия Крайова, мы беседуем с научным сотрудником Исторического отдела Музея Варшавского восстания Рафалом Бродацким (Rafał Brodacki).
Рафал Бродацкий: «Если говорить об Армии Крайовой (АК), то надо начать с самого начала. Первые проявления конспирации начались еще 27 сентября 1939 года, то есть в ходе Сентябрьской кампании. Группа офицеров вместе с мэром Варшавы Стефаном Стажиньским в подвале здания на улице Ясна – угол Свентокшиской в Варшаве (это здание существует до сих пор), основало так называемую Службу победе Польши. Затем, в ноябре 1939 года эта организация была преобразована в Союз вооруженной борьбы. В свою очередь, 14 февраля 1942 года этот Союз был преобразован в Армию Крайову. Армия Крайова была своего рода феноменом, потому что представляла собой вооруженные силы, объединявшие как кадровых военных, так и людей без профессиональной военной подготовки. Более того, Армия Крайова объединяла целые поколения – от пожилых людей до подростков и даже детей, выполнявших роль связных. Также Армия Крайова, вообще всё польское подполье была организацией аполитической. Ее бойцом мог стать каждый, невзирая на политические взгляды и принадлежность к тем или иным партиям. Важнейшим условием вступления в Армию Крайову была готовность бороться за независимость Польши».
- Не только Армия Крайова, но и всё Польское подпольное государство считается уникальным явлением в мировом масштабе. В чем его главная особенность?
Рафал Бродацкий: «У Польского подпольного государства было две опоры: Армия Крайова – регулярные вооруженные силы, проводившие учения для солдат, имевшие соответствующую структуру: команды, расчеты, взводы, батареи, батальоны, полки, бригады. Сформированы даже дивизии и корпуса. И вторая опора, тесно сотрудничавшая с Армией Крайовой, – то есть, Делегатура Правительства на Родине - представительство польского правительства в эмиграции. На вопрос о сути феномена можно ответить так: это хорошо налаженное и эффективно действующее подпольное государство: военная вертикаль, отвечающая за вооруженную борьбу, и вертикаль гражданская, отвечающая за все административные звенья. По сегодняшним данным, это военное формирование насчитывало 300 тысяч человек. Ни в одном государстве мира не было такой мощной конспирации, хотя конспиративные организации и движения сопротивления действовали во многих странах».
- В каких направлениях действовала Армия Крайова, кроме боевых действий?
Рафал Бродацкий: «Ликвидация предателей, ликвидация немецких офицеров, в том числе высокого ранга, организация многочисленных акций саботажа и диверсии, но также пропагандистская деятельность. Никогда в истории конспиративного движения не было такого количества журналов, издававшихся в подполье. Так как, несмотря на тяжелейшие условия, Армии Крайовой удалось создать целую сеть армейских издательств. Что интересно, эти журналы были замечательно иллюстрированы и адресованы как взрослым, так и детям. Достаточно вспомнить об «Информационном бюллетене», издаваемом Главной комендатурой АК, газете Rzeczpospolita – печатном органе Делегатуры Правительства на Родине. Были также газеты и журналы других подпольных организаций, входивших в структуру Польского подпольного государства и подчинявшихся АК и Делегатуре. Более того, бойцы АК проходили не только военные учения, но и учились в подпольных университетах, ведь деятельность Польского подпольного государства охватывала также науку».
- Кстати, о науке… В рядах АК было много гуманитариев, которым раньше не приходилось иметь дело с оружием. Как они справлялись?
Рафал Бродацкий: «Солдаты Армии Крайовой, о чем гласила присяга, клялись служить во имя независимости Польши. А командиры говорили: «Будешь бороться с оружием в руках, а твоей наградой будет победа». И не случайно речь шла именно об оружии. Вступавшие конспиративную армию с самого начала понимали, что с врагом им придется столкнуться лицом к лицу. И что важно, солдаты АК воевали как с гитлеровцами, так и – после 1944 года – с Советской Армией, поскольку Советский Союз также считался политическим противником, покушавшимся на независимость Польши».
- А что касается военной тактики и стратегии?
Рафал Бродацкий: «Учения в АК проходили регулярно, действовали конспиративные «подхоронжувки» - училища для офицеров и младшего командного состава. Но кроме того, бойцы регулярно участвовали в так называемых внутренних маневрах, а диверсионные группы – в сложных военных операциях. Так что боевая подготовка была у них на высоте. А во время Варшавского восстания была разработана уникальная тактика вооруженной борьбы в условиях города, в основу которой легли довоенные учебники. Ярким примером может служить учебник о ведении уличных боёв авторства полковника, а позже генерала Стефана Ровецкого под псевдонимом «Грот». И эта тактика прошла проверку. А именно – еще при подготовке к восстанию, отряды уже имели определенные цели атаки и имели точный план подхода к этим объектам и их захвата. Речь шла о том, чтобы здание или комплекс отрезать небольшими повстанческими центрами. При этом перекрывать доступ к воде, электричеству, чтобы затем атаковать всеми возможными способами, включая подкоп, взрыв».
- Могли бы Вы привести пример такой яркой операции?
Рафал Бродацкий: «Когда 3 сентября 1943 года бойцы АК захватывали так называемую Nordwache – учреждение немецкой жандармерии на углу улиц Хлодной и Желязной, то, видя невозможность захватить здание с фасада, они захватили соседний дом, взобрались на крышу, по крышам прошли на Nordwache и через крышу ворвались в здание, зачищая помещение за помещением. Надо сказать, что кроме умения вести бои в условиях города солдаты Армии Крайовой также владели тактикой партизанской борьбы, как правило, отлично зная свою территорию. Огромное значение имела также помощь гражданского населения. Люди, которые сами не участвовали в боях с оружием в руках, приносили солдатам еду, перевязочные материалы, прятали их от немцев и даже помогали в вооружении. Ведь оружие не только отвоевывалось у врага, но работали целые конспиративные оружейные мастерские. Нельзя не вспомнить и об инструкторах – кадровых военных, засылаемых из Англии, - так называемых «тихотёмных», которые обучали солдат АК. Сегодня мы назвали бы их «спецназом». Но главное, что было у бойцов АК и вообще польского подполья – это колоссальная внутренняя сила и способность к самоорганизации».
- Однако в конце Второй мировой войны героев ждала трагическая судьба. Вы уже упомянули о переломе 1944-го…
Рафал Бродацкий: «Как известно, в 1941 году ход войны изменился. Германия напала на СССР, и два бывших союзника, оккупировавших Польшу, бросились друг на друга. Но после разгрома гитлеровцев под Сталинградом и под Курской дугой, стало ясно, что поражение Германии неизбежно. Это было всего лишь делом времени. Командующий Армии Крайовой в лице генерала дивизии Тадеуша Коморовского (псевдоним «Бур») и член Делегатуры Правительства на Родине Ян Станислав Янковский («Собуль») начали решать, что следует сделать, чтобы Польша осталась независимой. Таким образом родился план «Гроза». Он состоял в том, что солдаты Армии Крайовой должны были атаковать отступающих под напором советских войск немцев с тыла. То есть, чтобы в момент, когда Советская Армия пересечет довоенную границы Польши взять их в клещи. При этом советские войска должны были оставаться на территории Польши только до окончания боев с немцами, после чего уйти и оставить Польшу в таких границах, в которых она была до войны. Однако у Советского Союза были совершенно другие планы. А именно – поставить на Польше свой сапог, что Сталину позволили сделать результаты конференции в Тегеране".
Знак отличия за участие в операции "Гроза".
Источник: wikipedia/Public Domain
Рафал Бродацкий: «И вот 4 января 1944 года в районе местности Сарны солдаты АК начали атаковать немцев, но как только закончились эти бои, оказалось, что советские подразделения окружают польские отряды, разоружают их. Офицеров часто убивали, а солдат ставили перед выбором: либо вступают в 1-ю армию Войска Польского, воевавшую на стороне Советской Армии, либо первым вагоном отправляются в Сибирь. Отряды НКВД заключали сопротивлявшихся бойцов АК в тюрьмы и лагеря, оставшиеся после гитлеровцев. «Советы» отлично знали, что Армия Крайова борется и против них тоже, за независимость Польши, поэтому, отказались помогать Варшавскому восстанию. Они использовали силу АК, когда надо было бить немцев, но когда немцы были побиты, начались массовые аресты, ссылки и казни. Но многие из оставшихся в живых бойцов АК после войны не сложили оружия и дальше боролись в рядах организаций так называемых «несломленных солдат» уже с другим оккупантом».
- И это будет другая страница истории… Большое спасибо.
Автор: Ирина Завиша