Председатель польской правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский 12 апреля огласил начало конкурса на проекты двух памятников, посвященных жертвам Смоленской катастрофы. По его словам, состав жюри конкурса уже подобран. Его результаты будут известны в октябре этого года, памятники будут открыты через год. По словам депутата от партии «Право и справедливость» Яцека Сасина, предположительно памятник погибшему президенту Польши Леху Качиньскому будет установлен на улице Михала Карашевича-Токажевского в центре Варшавы. В свою очередь, памятник жертвам Смоленской катастрофы могут установить на углу Краковского предместья и улицы Каровой. Лидер оппозиционной партии «Гражданская платформа» Гжегож Схетына, в свою очередь, заявил, что решение о месторасположении памятников должны принимать власти Варшавы и семьи жертв авиакатастрофы. В эфире Польского радио дискуссию о памятниках жертвам Смоленской катастрофы комментировал Марцин Маковский, обозреватель изданий Do Rzeczy i Wirtualna Polska.
По вашему мнению, установка памятников закончит Смоленскую дискуссию?
Дискуссии на этом вряд ли закончатся, потому что, вне сомнений, тема Смоленска продолжит разделять поляков, на протяжении, возможно, еще целого десятка лет. В свою очередь, непонятно, почему мы должны ждать того, чтобы достойно увековечить память о погибших в этой катастрофе, в том числе президентской четы. Этот вопрос нужно было закрыть уже давно. Непонятно, почему 7 лет спустя нужно организовывать какие-то конкурсы и продолжать дискутировать на тему, где ставить памятники, ведь площадь у Президентского дворца является самым, что ни на есть символическим для этого местом. Ведь именно здесь собрались люди, когда узнали о случившейся катастрофе.
Можно ли вопрос установки памятника жертвам Смоленской катастрофы как-то отделить от существующей политической конфронтации?
Я в это не верю. Достаточно вспомнить слова мэра Варшавы Ханны Гронкевич-Вальц о том, что возможный проект памятника жертвам Смоленской катастрофы в виде световых лучей не может появится у Президентского дворца, потому что этот проект, видите ли, напоминает ей а нацистах. Принимая во внимание подобный абсурд, вряд ли можно сказать, что появится проект, который удовлетворит обе стороны. Хорошо, однако, что будет такой конкурс, что памятники поставят в достойном месте, а не на Площади Пилсудского у автобусного депо. Будем откровенными, это не самое презентабельное место.
В ходе пресс-конференции Ярослав Качиньский заявил, что памятников должно быть два – один непосредственно Леху Качиньскому, второй – остальным жертвам. Об этом втором глава партии «Право и справедливость» говорил, что он должен быть «величественным». Что имелось ввиду?
Пока непонятно, где какой памятник должен стоять. Если этот величественный, по словам Ярослава Качиньского, памятник должен стоять у Президентского дворца, важно, чтобы этот мемориал не был слишком «величественным» в плане архитектурных пропорций. Скорее всего, имелись ввиду качество материалов и эстетика исполнения, соответствующие масштабам трагедии. Вряд ли этот будет гигантский памятник, который можно будет увидеть издалека. В конце концов, все будет зависеть от архитекторов, которые принимают участие в конкурсе. Количество вариантов, как будет выглядеть этот памятник, практически не ограничено. Очень часто памятники выглядят чисто символически, это необязательно должны быть гигантские монументы. Одновременно символический – не значит минималистический. Я не архитектор, и мне сложно говорить о «золотой середине» в данном случае, но я надеюсь, что упор будет сделан, в первую очередь, на эстетику. Были случаи бюстов Леха Качиньского, которые выглядели ужасно и скорее дискредитировали, нежели отдавали дань памяти. Как бы там ни было, это будет долгая дискуссия, но для начала нужно дождаться представления конкурсных работ.
А есть ли смысл разделять памятники на монумент Качиньскому и остальным жертвам Смоленской катастрофы?
Мне кажется, что право существовать имеют оба памятника, учитывая, что второй должен представлять своего рода таблицу с полным списком жертв и обозначением их профессиональной деятельности. Символически, однако, я считаю, что лучше было бы поставить один памятник на Краковском предместье у Президентского дворца. Я бы разделил во времени установку намеченных памятников, чтобы предотвратить возможные дискуссии о том, какой из монументов важнее. Как по мне, лучше сначала поставить памятник всем жертвам Смоленской катастрофы, а немного погодя – Леху Качиньскому.
pr24/aj