И это издание заслуживает того, чтобы рассказать о его собственной истории.
Мы пригласили к беседе президента фонда «Центр Карта» и главного редактора журнала Збигнева Глюзу.
Президент фонда "Центр Карта" и главный редактор журнала "Карта" Збигнев Глюза.
Источник: любезно предоставлено фондом "Центр Карта"
Збигнев Глюза: «Основным импульсом, который привел к созданию «Карты» было введение военного положения в Польше. Повод можно назвать однозначным, потому что мы отреагировали на такую ситуацию средой, которая родилась чуть раньше как театральная. Это была группа людей, которые сами не создавали театр непосредственно – театроведов, критиков, авторов статей о театре, особенно театре альтернативном. И в этой группе на рубеже 70-80-х годов мы создали особую альтернативную среду, которая уже не ограничивалась театром, а задумывалась о перспективах, о таком отношении к Польше, которое уже не будет коммунизмом. Это очень важно, что мы после организации «Солидарности» сумели увидеть себя самих и свое окружение как независимых от коммунизма, независимых от системы, которая тогда была сильна, и на крах которой шансы были, скорее, невелики. В период окончания легальной «Солидарности» мы решили издавать журнал, который еще имел связь с театром, но не успели. Военное положение прервало наши планы. Но мы уже были организованной редакцией, группой людей, которая хочет публично представлять свои аргументы. И мы восприняли военное положение как атаку лично на нас. То, что происходило в первые недели, то есть, конспирация, попытка вернуть «Солидарность» – пусть в небольшом масштабе – была неудачной. Это говорило о том, что надо действовать иначе, что уже нет этого огромного движения, разбитого властями. И единственное, что мы можем сделать, – это бросить вызов этой ситуации, назвав ее по имени. И в самом начале января мы решили издать первый номер маленькой газеты, несмотря на отсутствие доступа к типографскому оборудованию».
- А как выглядел первый экземпляр «Карты»?
Збигнев Глюза: «Это был листок бумаги с машинописным текстом на обеих сторонах. И это была попытка назвать то, в чем мы оказались, – военное положение как форма угнетение общества, защититься от которого можно только действуя сообща. Так мы продержались до августа 1982 года, второй годовщины создания «Солидарности». И, увы, оппозиция проиграла, как говорится, на улицах. Для нас это был горький опыт, ведь была надежда на уличное сопротивление властям, ведь это столкновение могло предрешить ход событий на следующие годы. Именно это и произошло. На улицы вышло слишком мало людей, силовые структуры их просто разогнали. Стало ясно, что военное положение может затянуться надолго. И тогда мы поняли, что уже не в «газетке», а в «толстом журнале» надо говорить о своей позиции в отношении разного вида современных диктатур. Мы считали, что читателям, но также нам самим, нужна подсказка от людей, которые прошли такое испытание, как жить и действовать в ситуации, которая угнетает во всех измерениях. Так мы преобразовали «Карту», оставив название, в журнал, говорящий не только о коммунизме, но и о тоталитарных системах вообще. Начали мы с темы лагерей в Советском Союзе, с «Колымских рассказов» Варлама Шаламова и текстов о нем. Мы посчитали это важным для мышления о том, во что Польша входит, причем входит буквально. Но наш журнал еще не был историческим, это была попытка осмысления нашей действительности. И только через несколько лет, когда мы поняли, что абсурд ПНР, военное положение невозможно понять, не заглянув в прошлое и не увидев цепи событий».
- Военное положение отразилось также на Вашей личной судьбе и Вашем подходе к истории?
Збигнев Глюза: «Я в 1985 году попал в тюрьму, на улице Раковецкой в Варшаве, в следственный изолятор. Я понимал, что нахожусь в череде волн арестов, которые прокатились по Польше, но лишь в тюрьме я отдал себе отчет в том, что не знаю всех этих волн, не знаю людей, замученных и убитых в этих застенках. Через полгода я вышел из тюрьмы сориентированный, что есть целые сферы, совершенно не названные. И одним из таких вакуумов в коллективном сознании является судьба людей, подвергшихся репрессиям и прошедших через лагеря Советской России. У них фактически была отобрана история. Но несколько текстов недостаточно, чтобы этот вакуум заполнить. Поэтому мы пригласили другие независимые круги, действовавшие в конспирации, к совместному документированию того времени. Таким образом в ноябре 1987 года был создан «Восточный архив» общепольского характера с целью собрать аудиозаписи с воспоминаниями свидетелей той истории, но также уберечь их от посягательства коммунистических властей. Так начали открываться неизвестные страницы истории не только лагерей, но и польских восточных окраин, взаимоотношений между народами, жившими на территории Польши до войны, деятельности послевоенного польского подполья. Мы тогда еще не знали, что в то же самое время в СССР создается Общество «Мемориал» с практически идентичной целью, и что там есть люди, которые очень нам близки с точки зрения подхода к истории».
- Но позже «Карта» и «Мемориал» естественным путем пришли к сотрудничеству…
Збигнев Глюза: «Самой важной инициативой, реализующейся на протяжении практически четверти века, является «Индекс репрессированных». Это документация о людях, подвергшихся репрессиям в Советском Союзе, которую мы собирали совместно. Началось с «Недели совести», организованной в Варшаве в 1992 году. Тогда к нам приехали 54 деятеля «Мемориала», это была первая встреча исследователей истории советских репрессий в России и странах бывшего СССР с польскими жертвами этой системы. Российские специалисты собрали несколько тысяч вопросов от бывших репрессированных и их семей, и со временем на эти вопросы стали приходить ответы. Люди начали узнавать конкретные сведения. И это я считаю фундаментом дружбы людей, связанных с этой историей. Примеров общественного польско-российского сотрудничества не так много, а наше непрерывно продолжается с 1992 года и является очень интенсивным».
- А как формировалась концепция «Карты» после краха коммунизма?
Збигнев Глюза: «Когда в Польше изменился строй, мы уже знали, что из такой общественной потребности должна вырасти регулярная структура в создающемся демократическом государстве. После отмены цензуры в 1990 году мы зарегистрировали журнал уже как исторический, и с 1991 года «Карта» выходит именно в этом качестве. А главное, что мы поняли и приняли как свое задание – это записывать историю «снизу», не фасадную, с упором на общественный, а не политический аспект. И тем самым возродить то, что за полвека у Польши отбиралось».
- И сегодня «Карта» - это уже не только журнал, но и фонд, организация общественной полезности, центр с несколькими направлениями. Это издательская, научная, организационная деятельность, а также инициатива создания Дома встреч с историей, ставшего одним из любимых мест варшавян.
Автор: Ирина Завиша