Итак, 39-летний Эммануэль Макрон выиграл президентские выборы во Франции, тем самым став восьмым и самым молодым президентом 5-й Республики. Французские президентские выборы, их влияние на будущее Европейского союза, перспективы взаимоотношения Франции с Польшей стали темами беседы Польского Радио с профессором Анджеем Шептыцким из Варшавского университета и Павлом Ковалем из Института политических исследований Польской академии наук.
- Какой будет Франция Эммаунэля Макрона? Наверное, экономика станет его наибольшим вызовом внутри страны. Ведь он еще ничего не сделал, а профсоюзы уже критикуют его программу…
Анджей Шептыцкий: «Если говорить о профсоюзах, то они традиционно имеют во Франции сильную позицию, и французская «левизна» - это именно то, на чем поскользнулся Франсуа Олланд, который в эти трудные времена по-прежнему старался быть левым. Перед Макроном стоят, по меньшей мере, два вызова. Первый, безусловно, экономика. И здесь у него есть какие-то конкретные идеи, во всяком случае, это поле, которое ему знакомо. Второй вызов – это безопасность, борьба с терроризмом, внешняя политика, иммиграция, где у него меньше опыта. И, скорее, в данном случае можно говорить о слабостях Макрона. На вопрос: какой будет Франция?, - отвечу так: в краткий период она будет радостной. Думаю, настроение самого вечера выборов под Лувром перейдет дальше. Что касается более длительной перспективы, то надо подождать парламентских выборов и посмотреть, что будет дальше, поскольку это тоже в значительной степени повлияет на стиль правления Макрона».
- Но пока за ним нет стоит сильный лагерь соратников?
Павел Коваль: «У него есть видение своего президентства. Определенные жесты, то, что на выборах звучал Бетховен, позже появился Лувр как обращение памятью к Франсуа Миттерану, который, как я понимаю, является для Макрона политическим эталоном, говорит о том, что левые силы могут появится в качестве лагеря соратников в парламенте. Как верно отметил профессор Шептицкий, именно парламентские выборы, называемые «третьим туром» президентских выборов окажут решающее влияние на то, каким президентом будет Макрон».
- Выборы президента Франции были необычайно важны для Европейского союза, так как если бы победила Марин Ле Пен, ЕС грозила бы катастрофа. Свой первый визит Эммануль Макрон собирается нанести в Берлин. О чем это может говорить?
Анджей Шептыцкий: «Это указывает на традиционное направление французской политики, то есть, на французско-немецкое партнерство, тандем. Думаю, что приняв во внимание экономическую программу Макрона и перевес его позиции по сравнению с позицией Олланда, потенциально дает определенные перспективы этому тандему. И для Евросоюза это действительно чрезвычайно важно. Ряд самых удачных инициатив в более, чем полувековой истории европейской интеграции, как правило, были инициативами французско-немецкими. Макрон входит в то же самое русло, и это очень хорошо. Но есть одна деталь: выборы в Германии еще впереди».
Павел Коваль: «Будет еще проблема иного рода. Во Франции не может быть слишком заметно немецкое влияние, поскольку тогда обоснованным станет вопрос госпожи Ле Пен во время выборов: на кого Макрон будет работать, кто будет давать распоряжения, уж не начальница ли из Берлина? На позиции Макрона это может очень негативно отразиться. А говоря о перспективах ЕС, об экономическом развитии Сообщества, то принцип конкурентоспособности должен быть гарантирован. Если кто-то понимает Евросоюз как территорию только для экономической выгоды своей страны, к чему стремились оба кандидата в президенты Франции, ЕС будет слабее. Надо дать возможность конкурировать также фирмам из Польши, Чехии, Венгрии, Германии. И Меркель как раз это отлично понимает. Но французы очень любят оберегать свой рынок. И здесь могут возникнуть трудности».
- Что результат французских выборов означает для Польши?
Анджей Шептыцкий: «Первый ответ: он хороший. Лучше, чем если бы выиграла Ле Пен, так как Макрон проевропейский и антироссийский, а по крайней мере, не пророссийский. Второй ответ: конечно, мы видим определенные проблемы между нынешней властью в Польше и Макроном. И есть еще третья проблема. Независимо от Макрона, между Польшей и Франции в течение последних 20 лет партнерство складывалось весьма трудно по разным причинам. А что нас объединяет? Сельское хозяйство. И эт о прекрасно. Но политика сплоченности – уже нет. Польша нуждается в средствах, а французы не хотят платить, потому что им эта сплоченность не нужна. Наше сотрудничество в области энергетики и обороны также оставляет желать лучшего. Польша более мирная страна, чем Франция, не очень настроенная на миссии. Так что я не очень хорошо представляю себе близкие двусторонние взаимоотношения».
- Павел Коваль присоединился к мнению профессора Анджея Шептыцкого, отметив, что дипломаты обеих стран, как Польши, так и Франции, должны будут хорошо поработать.
PR24/iza