Проживающий на протяжении многих лет в Германии адвокат Стефан Хамбура протестует против того, что, по его словам, у польского населения в германском государстве недостаточно прав. Мужчина начал голодовку в Доме Полонии в Варшаве. К нему присоединился историк Марцин Масный. Они требуют, чтобы полякам в Германии предоставили статус нацменьшинства.
В эфире Польского радио Стефан Хамбура подчеркнул, что поляки в Германии воспринимаются не так, как другие нации, и объяснил, почему решился на столь радикальные меры по привлечению внимания к проблеме.
Стефан Хамбура: Несколько недель назад уполномоченный германского правительства по вопросам национальных меньшинств Хартмут Кошик дал интервью Deutsche Welle, которое стало той каплей, которая переполнила чашу горечи. В интервью была представлена очень жесткая позиция официального Берлина по вопросу польского меньшинства, из которой вытекало, что Германия не готова открыться и начать обсуждать возможное признание польскому населению – а именно, потомкам довоенного польского меньшинства – статуса национального меньшинства.
Германия уже давно говорит о том, что в признании поляков, проживающих на ее территории, национальным меньшинством нет необходимости, а к тому же, это противоречило бы немецкому законодательству. Однако Стефан Хамбура придерживается другого мнения, говоря о том, что власть германского государства умышленно блокирует и пытается закрыть вопрос.
Стефан Хамбура: Это дело, которое во взаимных польско-германских отношениях должно быть решено уже сейчас.
Тем не менее, не все представители польского меньшинства в Германии поддержали идею адвоката Стефана Хамбуры. Некоторые из них считают, что не следует такими акциями протеста раздражать Германию и ее власть. Сам ж адвокат на это отвечает:
Стефан Хамбура: Мнение о том, что не стоит раздражать Германию, мы слышим уже на протяжении более десяти лет, если не больше. Мой опыт общения с германской стороной показывает, что если есть твердые аргументы, если мы готовы к переговорам, то можно прийти к соглашению. Здесь речь идет не о раздражении Германии, а об установлении факта, который демократическое федеративное германское государство не хочет признать. Я хочу напомнить, что до 1940 года, то есть до издания распоряжения Германа Геринга 27 февраля 1940 года, польское меньшинство в Германии присутствовало в статусе национального меньшинства. С момента же принятия распоряжения вопрос был закрыт. При этом важно отметить, что распоряжение Геринга в свете современной германской конституции не имеет юридической силы, тем не менее, получается, что официальный Берлин признает правовое последствие этого распоряжения, потому что до сих пор польское меньшинство так и не получило статуса нацменьшинства.
По мнению Стефана Хамбуры, это недопустимо, что другие меньшинства имеют статус национальных и получают поддержку от германского государства, а поляки, которых в Германии достаточно много, исключены из этой системы.
Стефан Хамбура: Не все поляки, проживающие в Германии, а их около 700 тысяч, были бы охвачены законом о национальных меньшинствах. Речь идет, главным образом, как я уже сказал, о потомках тех, кто входил в довоенное польское национальное меньшинство. Очень важно, чтобы эти потомки получили свой статус обратно, причем президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который как раз посетит с визитом Польшу, очень хорошо знает об этой проблеме, потому что ранее был министром иностранных дел своей страны. В связи с чем я рассчитываю, что польско-германские переговоры будут весьма конкретными. Наш призыв мы адресуем германской власти.
PR24/es