28 лет назад, 4 июня 1989 года в Польше произошло событие, ставшее катализатором дальнейших кардинальных перемен в политической, социальной и экономической жизни страны и в жизни каждого отдельного гражданина. Речь идет о первых после войны частично свободных выборах в Сейм и полностью свободных выборах в возродившийся Сенат. Проведение выборов и их порядок были согласованы на переговорах за Круглым столом между представителями демократической оппозиции и тогдашних коммунистических властей. Июньские выборы стали триумфом «Солидарности», получившей большинство в обеих палатах польского парламента: 99 мест в Сенате и 161 в Сейме. Коммунисты потерпели крах.
- Еще до объявления результатов, кстати, удививших обе стороны, лидер «Солидарности» Лех Валенса просил поляков сделать хороший выбор, который изменит Польшу:
«Безусловно, нам удалось открыть двери в надежду, в свободу. А что будет дальше – решаете вы».
- Для польских граждан 4 июня 1989 года стал днем большой радости. Несколько месяцев спустя в вечернем выпуске новостей Польского телевидения актриса Иоанна Щепковская в интервью на тему ее творческого пути неожиданно обратилась к зрителям с трогательным заявлением:
«Господа, 4 июня 1989 года закончился в Польше коммунизм…».
- Во время избирательной кампании 1989 года ко всеобщему голосованию призывали плакаты с Гэри Купером из фильма «Ровно в полдень», в котором актер играл шерифа. Но вместо кольта он сжимал в правой руке избирательный бюллетень, а всё это на фоне надписи «Солидарность». Гражданский комитет «Солидарность», который получил доступ к радио и телевидению, транслировал собственный выпуск новостей, представляющий точку зрения оппозиции. Каждая передача начиналась сигналом – музыкальной строчкой из популярной песни «Польские крылья»:
В избирательной кампании приняли участие люди, известные своей оппозиционной деятельностью в ПНР, в период создания независимого самоуправляемого профсоюза «Солидарность» и подпольных структур во время военного положения. Среди кандидатов в Сейм был и Збигнев Буяк – впоследствии видный политик и общественный деятель, который, хоть и не выдвигал сам свою кандидатуру, выступая в канун выборов в эфире, сказал следующее:
«Если нам удастся занять большинство мест в Сейме и в Сенате, это станет гарантией решения политических конфликтов исключительно в Сейме и в Сенате. Думаю, так считают и все люди, которые хотят спокойного реформирования страны, без потрясений. Поэтому я обращаюсь ко всем нерешительным, чтобы они еще раз проанализировали ситуацию и отдали свои голоса за кандидатов «Солидарности».
- Во время выборов передачи оппозиции пользовались большой заинтересованностью. Кандидаты говорили простым языком, их речь была сжатой, конкретной, лишенной ненавидимого обществом официоза. Выдающийся актер Густав Холоубек – кандидат в Сенат искренне признавался:
«У меня непреодолимое чувство, которое, наверное, будет сопутствовать мне до конца моих дней, что меня увлекла попытка участия в изменении действительности к лучшему, влияния на исправление Речи Посполитой. И что это стремление меня не покинет».
- К выборам готовились также коммунистические власти. Генерал Войцех Язузельский – в ту пору председатель Государственного совета ПНР – призывал своих товарищей по Польской объединенной рабочей партии к борьбе за власть. И хотя симпатии народа явно были на стороне оппозиции, никто не ожидал такого ошеломительного разгрома польских коммунистов. Победу «Солидарности» комментировал известный спортивный обозреватель Польского Радио Богдан Томашевский:
«Мы выиграли в первые дни июня. И не на футбольном поле, от чего, честно говоря мы уже отвыкли, а на несравнимо более важном и трудном матче. 4 июня –дата не самая важная. Гораздо важнее 11 ноября, дата завоевания Польшей независимости (в 1918 г. – прим. Ред.). Вернуть ее – наша цель. Но и на ней не кончатся наши усилия, наша солидарность, наша работа».
- В результате июньских выборов и изменения политической расстановки сил, коммунистические власти не могли назначить свое правительство. Во главе коалиционного кабинета стал Тадеуш Мазовецкий – первый послевоенный некоммунистический премьер не только в Польше, но и во всей Центральной и Восточной Европе. В своем экспозе в Сейме Мазовецкий использовал определение «жирная черта» в отношении момента отделения Польши от коммунистического прошлого и принятия новым правительством ответственности за состояние государства:
«Правительство, которое я формирую, не отвечает за «ипотеку», которую она наследует. Она, однако, влияет на обстоятельства, в которых нам приходится действовать. Мы отделяем прошлое «жирной чертой» и будем нести ответственность только за то, что мы сделаем, вытаскивая Польшу из нынешнего состояния кризиса».
- После июньских выборов 1989 года Польша вступила на путь демократии. В конце декабря 1989 года Сейм принял пакет законов министра финансов Лешека Бальцеровича, а также вернул довоенное название страны и ее герб. 29 января 1990 года произошел самороспуск ПОРП. Началось время трудных, но необходимых реформ – строительства рыночной экономики, создания правового государства, свободы слова и гражданской активности.
Надо признать, что не все поляки однозначно оценивают Круглый стол и июньские выборы, и до сих пор идут споры по этому вопросу. Сторонники считают, что в то время не было иного решения, как компромисс с коммунистами. Противники, в свою очередь, подчеркивают, что уступки в отношении коммунистов, на которые пошла оппозиция, принесли слишком далеко идущие последствия, такие как отсутствие имущественных претензий к бывшим власть предержащим, отсрочка люстрации, позволение на функционирование посткоммунистических кругов в польской политике и экономике. Критики также обращают внимание на исключительно жесткие для населения последствия реформ Бальцеровича.
Но в 28-ю годовщину частично свободных выборов в Польше, 4 июня 2017 года, выступая на торжествах у Мемориала свободного слова в Варшаве экс-президент Польши Бронислав Коморовский сказал, что хоть те выборы не были полностью демократическими, их результат стал нокаутом для предыдущей системы и открыл путь к строительству новой Польши.
архив Польского Радио/iar/иза