Экономики всего мира зависят от энергетического сектора. Если обратиться к истории, можно увидеть, что энергосырье многократно становилось предметом конфликтов. Поэтому так важны размышления о том, чем является энергетическая безопасность, и как действовать на международной арене, чтобы не оказаться в зависимости лишь от одного вида сырья. На эту тему Польское Радио побеседовало с Павлом Мусялеком – экспертом из Аналитического центра Ягеллонского клуба.
- Выбор, о котором в Польше говорится уже в течение многих лет – это выбор между углем, атомной энергией и возобновляемыми источниками энергии, которые многие называют «зелеными» или «экологическими». Впрочем, спор по поводу этого выбора идет не только в Польше, но и в других странах. Есть много аргументов в пользу каждого из данных вариантов. И проблема становится всё более актуальной, во всяком случае в нашей части Европы, поскольку мы видим, что речь идет не только о выборе энергии как таковой, но также о геополитическом выборе, или говоря прямо – политическом?
Павел Мусялек: «В самом начале уже такой трудный вопрос! Потому что так много факторов влияет на то, какой энергетический «коктейль» мы должны принять, какими источниками энергии пользоваться, что очень трудно из всех этих «кубиков» сложить одну четкую картину. С одной стороны, есть экономические предпосылки, указывающие на то, что надо пользоваться такими источниками, которые дешевле других. С другой стороны, есть, как Вы сказали, геополитические аргументы, а именно – что надо пользоваться наиболее безопасными источниками. Третий аргумент, говорящий о том, что источники энергии должны быть безопасными для окружающей среды. И, наконец, еще один аргумент – социальный, связанный с созданием рабочих мест в разных регионах Польши. И это тоже очень важно. Так что перед нами четыре логических задачи, которые входят в противоречие друг с другом. И это является первопричиной спора о том, какие источники энергии выбрать. А ведь мы должны вспомнить еще об одном важном факторе – о резко меняющихся ценах на сырье, которые не позволяют запрограммировать оптимальный выбор, основанный на том, какие виды сырья будут дешевле, а какие дороже в перспективе нескольких лет. Не говоря уже о долгосрочных планах, от которых зависит принятие решений о строительстве очередных шахт или подписании многолетнего контракта на импорт газа».
- В таком случае есть еще одна проблема, которую стоит учесть. Появляются сообщения, что запасы того вида энергосырья, которое имеется в Польше, то есть угля, через 20 лет исчерпаются. И что Польша просто обречена на перемены источника энергии, хотим мы того, или нет. Что Вы думаете по этому поводу?
Павел Мусялек: «Хотел бы кое-что прояснить. Конечно, мы используем уголь в огромных количествах, и естественно, его запасы исчерпываются, ведь уголь является источником энергии, который не возобновляется. Во всяком случае его возобновление длится миллионы лет. При этом прошу обратить внимание на одну важную вещь. Когда мы посмотрим на статистические данные, показывающие ресурсы залежей, то заметим интересную тенденцию. За последние 40 лет наблюдается более быстрый рост документированных месторождений, чем ресурсов, которые мы действительно потребляем. Что это означает? Безусловно, ресурсы исчерпываются, но технологии, которые постоянно развиваются в добывающей промышленности, открывают перед нами новые возможности. В Польше еще несколько лет назад шла горячая дискуссия на тему сланцевого газа. Сейчас она немного утихла, но стала отличным примером того, как источники, которые были идентифицированы ранее, благодаря развитию технологий, становятся доступными. И я бы не волновался по поводу того, что через 20 лет в Польше будет нехватка угля, потому что новые технологии нас еще не раз удивят. И внезапно окажется, что у нас вполне достаточные угольные запасы. Зато ключевой вопрос, который следует поставить: выгодно ли нам этот уголь добывать?».
- Вот здесь следует вернуться к тому, с чего мы начали нашу беседу. И в игру включаются аспекты экономии…
Павел Мусялек: «Несомненно. И ответ на вопрос о рентабельности угольной добычи будет трудным, потому что рентабельность угольного сектора зависит от нескольких факторов. Как я уже сказал, цены сырья в мире стремительно меняются, а это то, на что мы повлиять не можем. Если помните, несколько лет назад мы были страшно удивлены, что цены нефти так резко упали. Сейчас они колеблются в пределах 50 долларов за баррель, а я помню 2008 год, когда эти цены взвинчивались до 150 долларов за баррель. То есть, цены упали почти в три раза! И прошу мне поверить, я читал огромное количество отчетов и прогнозов, в которых говорилось, что даже если нефтяные цены снизятся, то до 80-90 долларов. Но никто не ожидал, что они просто рухнут! Это показывает, насколько рынок энергосырья непредсказуем. А цены сырья имеют значение для всей энергетической системы, для горнодобывающей индустрии, а не только газовой и нефтяной отрасли. В момент подорожания газа мы начинаем пользоваться углем, и цена угля автоматически тоже поднимается. Так что всё взаимосвязано. И главное: если мы хотим остаться в теме польского угля и его перспектив через 20 -30 лет, то стоит подумать о том, в какой степени наши горнодобывающие фирмы будут конкурентоспособны и по каким ценам будут добывать этот уголь? Это сейчас главный вопрос, который мы должны себе задать. Потому что на это мы еще как-то можем повлиять».
PR24/иза