В конце прошлого года депутаты Европейского парламента приняли резолюцию относительно российской пропаганды. Перевирание фактов, провоцирование сомнений, разделение европейских стран, блокирование решений, дискредитация европейских учреждений – таковы, согласно документу, основные пункты стратегии пропаганды Кремля. К этому выводу пришла большая часть евродепутатов. В документе отмечается, что российские власти используют исследовательские центры, многоязычные телеканалы, информационные агентства и соцсети, чтобы подвергать сомнению демократические ценности и разделять Европу. Евродепутаты подчеркнули, что одной из главных стратегий Кремля является фальсификация истории. В документе также указывалось, что Россия считает страны Восточной и Центральной Европы своей сферой влияния и стремится к ослаблению их суверенности. О российской пропаганде в Польше Польское радио побеседовало с автором интернет-паблика «Российская V колона в Польше» (Rosyjska V kolumna w Polsce) Марцином Реем.
С какой целью в Facebook была создана страница «Российская V колона в Польше»?
Цель этой страницы – борьба с пропагандой, которая служить интересам Российской Федерации. Эти интересы, как известно, противоречат интересам Польши. Эта страница появилась более 2 лет назад, как раз тогда, когда правительство ничего не делало для того, чтобы противостоять этому явлению, которое особенно активизировалось во время кризиса в Украине. Эта странница носит аналитический характер. Ее контент отличается от других аналитических комментариев тем, что мы указываем конкретные имена тех, кто сознательно или несознательно (что часто бывает) распространяет российскую дезинформацию, которая вредит интересам Польши.
Вы вспомнили об агрессии России в отношении Украины. В этом контексте появились многочисленные упоминания о так называемой гибридной войне, одной из составляющих которой является информационное противостояние. Чем, по сути, является информационная война?
В настоящее время в своей военной доктрине Российская Федерация воспринимает информационное поле как пространство для ведения боевых действий наравне с классическими сушей, морем и воздухом. Министр обороны России Сергей Шойгу недавно открытым текстом заявил о создании информационного рода войск. Военная доктрина РФ предполагает попытки убеждения противника в необходимости отказа от сражения или выполнения других целей в интересах России без необходимости развертывания классических боевых действий.
В чем заключается стратегия информационной войны России? Как это выглядит в Польше, например?
Подобные действия в информационном пространстве реализуются посредством перехода от глобальных источников к частным. Изначально делаются определенные посылы на российском государственном уровне, потом находятся группы людей на территории, так сказать, вражеского государства, которым внушается тот или иной тезис, и которые уже будучи сами дезинформированными, начинают дезинформировать других. Все это приводит к тому, что в Польше в настоящий момент действует хоть и разношерстное, но все же заметное движение, которое включает в себя политическую, интернет-среду, разного рода организации, а также индивидуальных личностей, которые реализуют цели Российской Федерации в противовес польским интересам, будучи полностью уверенными в том, что служат Польше.
Вы можете привести конкретные примеры ведения информационной войны в Польше?
Об этом можно говорить, отталкиваясь от целей России, в интересах которой, например, ослабить связи Польши с Североатлантическим альянсом. В этом ключе мы имеем дело с Национальным движением, например, сторонники которого выступают за выход Польши из НАТО, заявляя, что Альянс нас не защитит. Еще одной темой являются связи с Украиной. Россия опасается возникновения союзов между такими странами, как Польша, Украина, Литва и даже Румыния, и делает все, чтобы поссорить эти страны между собой.
Одной из главных демократических ценностей является свобода слова. И по большому счету пророссийские активисты, против которых Вы выступаете, имеют право на свое мнение. Разве нет?
Это правда, и я это право ни в коем случае не оспариваю. Каждый человек вправе высказывать свое мнение, но у меня, в свою очередь, есть право заявлять, что это мнение способно причинять вред. Я также вправе оспаривать это мнение, используя при этом не всегда самые деликатные методы. Прошу обратить внимание, однако, что и другая сторона также особо не церемонится. Ко всему существуют мнения, которые несут, откровенно говоря, аморальный характер, например, ксенофобская агитация против украинского меньшинства в Польше. Последнюю можно наблюдать в том же Перемышле, где за весьма жесткую антиукраинскую агитацию несут ответственность местные политики, которые, что весьма настораживает, связаны с разными партиями откровенно пророссийского характера.
А как насчет российских СМИ в Польше? Насколько серьезной является эта угроза? И каких СМИ стоит остерегаться полякам? На ум, в первую очередь, приходит «Радио Спутник».
В этом плане есть определенная разница в подходах к Польше и западным странам, где транслируется телеканал Russia Today, у которого до сих пор нет польской версии. Что касается «Радио Спутник», то это бывший рупор России в Польше. Сейчас это СМИ функционирует в основном как не особо читаемый интернет-портал. Редакция этого портала состоит из бывших польских коммунистов, которые некогда себя бесповоротно скомпрометировали. Публикации «Спутника» крайне редко распространяются даже в самых откровенно пророссийских пабликах.
И все же есть какие-то сайты, страницы в соцсетях, которые занимаются прокремлевской пропагандой. Как вы в целом можете охарактеризовать это информационное пространство?
Стоит отметить, что прокремлевское информационное поле в Польше весьма дефрагментировано, в гораздо большем масштабе, нежели в других странах. Оно создано из множества местами до смешного маленьких групп в социальных сетях и самостоятельных интернет-страниц. Большая их часть курируется жертвами той самой пророссийской пропаганды, которые не до конца способны осознать всю ситуацию. Все эти порталы и паблики принято игнорировать в силу их ничтожного масштаба, и в этом заключается главная проблема. Потому что, если всех их объединить, их влияние окажется настолько мощным, что проводимая ими агитация будет в состоянии влиять на правительственную политику, в особенности восточного направления.
pr24/aj