Logo Polskiego Radia
Print

Трудные моменты истории влияют на польско-украинские отношения

PR dla Zagranicy
Eugenia Samodelkina 13.07.2017 16:30
  • Польско-украинские отношения
О польско-украинских отношениях говорили Виталий Портников и Ян Малицкий.
Foto: pixabay.com

В последние дни имели место сразу несколько событий, связанных с Украиной, общей польско-украинской историей, о которых также писали польские СМИ. Так, в Киеве прошел саммит Европейский союз-Украина, состоялись памятные мероприятия по случаю годовщины Волынской резни, а кроме того, Служба безопасности Украины предотвратила нападение на польское консульство в Киеве.

Об этом и не только в эфире Польского радио беседовали сопредседатели Форума польско-украинского партнерства – известный украинский журналист и публицист Виталий Портников и директор Центра восточноевропейских исследований Варшавского университета Ян Малицкий.

Волынская резня – это печальное историческое событие по-прежнему отбрасывает тень на польско-украинские отношения, вызывает острый эмоциональный фон. Однако, не слишком ли доминирует история в современных связях Украины и Польши? Ян Малицкий считает, что это опасная тенденция.

Ян Малицкий: Если мы сконцентрируемся исключительно на исторической части, то дело не продвинется вперед. Я понимаю, что события, имевшие место в общей польско-украинской истории, - трагические и болезненные, однако, надо идти вперед.

В свою очередь Виталий Портников высказал свою точку зрения по поводу того, почему история стала играть столь значительную роль в польско-украинских отношениях.

Виталий Портников: Прежде всего, я хочу сказать, что история не является аспектом польско-украинских отношений, это проблема исключительно польской политики. Почему я так считаю? Конечно, у польского общества могут быть какие-то претензии к Украине по поводу украинской политики исторической памяти. Это понятно. Но, это имело бы значение, если бы у польской стороны существовал какой-то инструментарий для изменения этой исторической политики. Его нет, потому что Польша сейчас больше внимания уделяет вопросам экономических реформ в Украине, чтобы украинское государство было ближе Европейскому союзу, чем России, ведь от этого зависит также национальная безопасность самой Польши. Именно поэтому связанные, например, с Волынью дискуссии идут только на уровне поляков или между политическими партиями Польши. Когда, например, политолог Павел Коваль говорит, что история сегодня просачивается и отражается как на политике, так и на экономике, когда говорит, что мы тем самым можем выйти за красную черту, то я спрашиваю: а что за красной чертой? Ничего. Ничего не произойдет, потому что сегодня нет возможностей для изменения политики.

В Украине по-прежнему есть улицы Шухевича, который, по мнению многих историков, был непосредственно ответственным на Волынскую резню. Не было ли бы более здоровым решением переименовать такие улицы, например, в улицы Мазепы или Петлюры? Виталий Портников считает, что такое решение власть Украины не может принять.

Виталий Портников: Все потому, что в Украине было только три главнокомандующих борющихся армий. Иван Мазепа, но его армия не была государственной; Симон Петлюра, но это армия государства, которая проиграла; и остается Роман Шухевич – главнокомандующий Украинской повстанческой армии, которая боролась с большевизмом в течение восьми лет после Второй мировой. И я не буду углубляться в анализ того, каким человеком был Шухевич, но если бы здесь сидел украинский историк, то он бы вам сказал, что нет никаких доказательств, что Шухевич был ответственным за Волынскую резню, а есть лишь аккламации польских националистов. Сейчас не об этом. В Украине идет настоящая война. И на этой войне люди ищут не столько историческую память, сколько хоть какие-то символы сопротивления. Прежде всего, символы сопротивления России. И это правда, что для 90% украинцев Шухевич – это, прежде всего, главнокомандующий армии, сопротивлявшейся большевикам и России.

Директор Центра восточноевропейских исследований Варшавского университета Ян Малицкий считает, тем временем, что Польша не должна вмешиваться в то, как украинцы называют свои улицы.

Ян Малицкий: И я также не хочу, чтобы украинцы вмешивались в то, как мы, поляки, называем свои улицы. Но здесь есть другая проблема. Если украинцы, если наши союзники, соседи, хотят видеть в Польше стратегического партнера, то тогда, называя проспект в Киеве чьим-то именем, они должны немного подумать, а что наш стратегический партнер – Польша – подумает об этом названии. Когда президент Украины Виктор Ющенко дал улицам имена сначала героя Бандеры, а потом Шухевича, то президент Лех Качиньский был глубоко опечален тем фактом, что президент Ющенко не позвонил и не сказал об этом, не предупредил. Ведь Лех Качиньский не собирался вмешиваться в украинские дела, он понимал, что это дело только Украины, но если украинцы и поляки хотят партнерских отношений, то обе стороны должны проявлять деликатность.

Хотел бы сказать несколько слов о нашем Форуме польско-украинского партнерства. Он не был создан для того, чтобы заниматься непосредственно историческими вопросами. Для этого уже работают другие комиссии и формирования, например, комиссия очень компетентных историков обоих институтов национальной памяти – Украины и Польши, перед которыми как раз и стоит такая задача. Мы же не хотим вступать на чужую территорию и делать из себя специалистов. Однако, одной из наших задач является создание своеобразного списка самых важных проблем и вопросов в польско-украинских отношениях, список наиболее важных дат, которые могут вызывать эмоциональные реакции между Киевом и Варшавой, и подготавливать для нашей власти рекомендации, что, по нашему мнению, необходимо делать, чтобы улучшить ситуацию, разрешить вопрос или избежать опасности. Мы будем также информировать. С этой целью будет создана страница Форума в интернете, подстраница на сайте Министерства иностранных дел, а также профили в Фейсбуке и Твиттере.

А будет ли более тесное польско-украинское сотрудничество в борьбе с российской дезинформацией, гибридной войной, основанной нередко как раз на использовании общих болезненных исторических моментов с целью разделения Польши и Украины?

Виталий Портников: Главный метод противостояния гибридной войне – это реализм в собственной голове. И ничего другого. Если кто-то хочет быть элементом гибридной войны, то его будут использовать. Если кто-то хочет, чтобы гибридная война помогла ему наладить отношения с электоратом, то его будут использовать для ведения этой гибридной войны с его же согласия. Гибридная, пропагандистская война использует только тех людей, которые сами этого хотят.

С таким мнением не соглашается Ян Малицкий.

Ян Малицкий: Это звучит так, конечно, упрощая, как если бы мы сказали, что насилие совершают над теми, кто этого хочет, кто провоцирует к насилию. Нет. Говоря языком большой политики, Украину изнасиловала соседняя держава, забирая у нее Крым и разжигая войну в Донбассе.

PR1/es

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты