Logo Polskiego Radia
Print

Приглашаем на "Проект Висла"

PR dla Zagranicy
Irina Zawisza 23.08.2017 07:15
  • Репортаж о выставке "Проект Висла".
Взглянуть на Вислу недавнего прошлого приглашает варшавская галерея «Кордегарда», где открылась выставка «Проект Висла».
Фотография Феликса Звежховского из "Проекта Висла".Фотография Феликса Звежховского из "Проекта Висла".Фото с выставки в галерее "Кордегарда": radiopolsha.pl/Ирина Завиша

Напомним, что 2017 год в Польше объявлен Годом Вислы в связи с годовщиной 550-летия первого свободного плотогона. Взглянуть на Вислу с перспективы не только сегодняшней приглашает варшавская галерея «Кордегарда», где открылась выставка «Проект Висла». Это работы Феликса Звежховского – одного из родоначальников польской школы фотографии, сделанные им в период с 1958 по 1989 год. Выставка организована совместно Национальным центром культуры и Союзом польских фотографов.

- Представитель Союза – известный театровед и фотохудожник Томаш Мосьцицкий, учителем которого был ушедший из жизни в 2003 году Феликс Звежховский, выступая на вернисаже, сказал:

Томаш Мосьцицкий: «Эта выставка – лишь скромный фрагмент творчества этого прекрасного художника. И это замечательный день, который возвращает память о нем, восстанавливая таким образом в отношении него справедливость. Потому что Звежховский при всем своем артистизме и огромных творческих достижениях был незаслуженно забыт. Я очень рад, что по случаю открытия выставки работ Феликса Звежховского его «Висла», наконец, показана спустя несколько десятков лет. Думаю, что Звежховский и многие фотохудожники его поколения в какой-то степени стали жертвами перемен в Польше, причем перемен положительных, ведь после 1989 года на авансцену вышло новое яркое поколение фотографов. А для людей, родившихся после 1989-го фотографии Вислы в интерпретации Звежховского станут большим открытием. Такое сочетание пейзажной и социологической фотографии сегодня снова становится модным. Но эти снимки говорят о том, что всё новое – это хорошо забытое старое. Качество этих старых фотографий не уступает нынешнему, а очарование даже превышает».

Томаш Мосьцицкий: «Наверное, пан Феликс был бы очень рад, видя что на Вислу снова вернулась жизнь после почти 30-летнего отсутствия Варшавы на берегах реки. Это очень положительное явление, и думаю, что Висла ждет своего следующего хроникера».

Фтография
Фотография Феликса Звежховского из "Проекта Висла".

- Подробнее рассказать о творчестве Феликса Звежховского и «Проекте Висла» я попросила куратора выставки Иоланту Рыцерскую.

- Надо признаться, что образ Вислы прошлых лет, даже если на ее берегах в те годы было вовсе не так комфортно, как сейчас, в объективе такого мастера как Феликс Звежховский, не только вызывает сентиментальные чувства, но и дает эстетическое наслаждение. Автор этих снимков, безусловно, заслуживает того, чтобы о нем знали также за пределами Польши…

Иоланта Рыцерская: «Феликс Звежховский родился до войны, в 1912 году. Он видел войну уже будучи взрослым. То, что он стал «отечественным» фотографом, – говоря о нем, многие используют такое определение, имея в виду, что он фотографировал свое Отечество, – было предопределено его отношением к истории своей страны. Любовь Звежховского к Польше усиливалась пониманием того, что ее независимость и суверенитет не были, к сожалению, ничем постоянным. Он воочию убедился, как эта независимость может быть поколеблена и даже утрачена. После ужасов войны Звежховский особенно радовался спокойствию природы и сосредоточил свое творчество на ее красоте. Он был, прежде всего, пейзажистом. На фотографиях, представленных в «Кордегарде» мы видим также людей на Висле, я специально так построила выставку, чтобы новое поколение посмотрело на творчество этого автора и его отношение к Висле сквозь призму людей, которые жили, отдыхали, работали на Висле. Это действительно, производит впечатление. Но всё-таки, на первом месте – пейзаж. Сначала он фотографировал горы. Художник рассказывал, что первые метафизические переживания, восхищения природой, жизнью, которые переживаются в горах, являются самыми глубокими в жизни человека. А потом в его творчестве уже была вся Польша. Он много ездил, путешествовал, всегда с аппаратом. Конечно, люди на этих пейзажах появлялись, ведь трудно себе представить образ того времени без человека. Но в основе – всегда любовь к природе».

- А если говорить о таком жанре как социологическая фотография, какую роль она играла в творчестве Феликса Звежховского, особенно в данном контексте – контексте Вислы?

Иоланта Рыцерская: «Думаю, что Феликс не стремился быть автором социологической фотографии. Он показывал человека как часть природы. Известно, что на природе мы видим друг друга иначе… Но это не значит, что в пейзажах с людьми социологический аспект совсем теряется. Напротив, его ценность огромна. Глядя на пейзажи Вислы, на каждую фотографию, где появляется человек, мы получаем возможность заглянуть вглубь того времени. Другие прически, другая одежда, даже иной способ позирования для фотографии. Да и сама река Висла совсем другая… С тех пор очень многое изменилось, и это тоже элемент, который притягивает, как магнит».

Фотография
Фотография Феликса Звежховского из "Проекта Висла".

- А какова главная мысль выставки «Проект Висла»?

Иоланта Рыцерская: «Радость жизни! Так получилось, что на снимках запечатлены весна и лето – лучшее время года, и это видно. Даже если не на всех фотографиях герои улыбаются, смеются – дело со всем не в этом. Они разные по своему настроению, порой задумчивые, порой занятые каким-то делом. Но всегда эта атмосфера эмоций, которая сопутствует пребыванию на реке – положительная, хорошая. Именно эта радость жизни, радость пребыванию на реке чувствуется в фотографиях Феликса Звежховского. И это прекрасно, что рекой является Висла, которая в этом году отмечается свой праздник. Мы все очень рады, что в 2017 году Висла стала центром внимания и культурных событий. Ведь не стоит забывать, что с Вислой неразрывно связано польское национальное самосознание».

- Поэтому, одним из ключей к тому, чтобы понять и полюбить Польшу и поляков, является путешествие по Висле и ее берегам, куда мы вас от всей души приглашаем.

Автор передачи и фото с выставки в галерее "Кордегарда" Ирина Завиша

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты