Logo Polskiego Radia
Print

Бездомным и бывшим заключенным помогает «Каритас Польша»

PR dla Zagranicy
Eugenia Samodelkina 23.08.2017 14:30
  • Третий сектор
Как говорят представители программ «Мы сможем» и «Два шага», помощь даже одному человеку – это уже достижение.
Foto: pixabay.com

Уже на протяжении четырех лет неправительственная благотворительная организация «Каритас Польша» проводит программу «Мы сможем» (Damy Radę), которая помогает молодым людям выходить из бездомного образа жизни и бороться с зависимостями. На основе этой инициативы отделение «Каритас» епархии в Седльцах создало свою акцию «Два шага». В ее рамках бывшим заключенным оказывается помощь в возвращении к нормальному функционированию в обществе, а также поддерживаются их семьи.

Подробнее об обеих инициативах, которые очень друг на друга похожи, рассказали Януш Сукенник из «Каритас Польша» и Илона Тройнар из отделения «Каритас» в Седльцах.

Программа «Мы сможем» началась в августе 2013 года, говорит Януш Сукенник.

Януш Сукенник: Смысл программы в том, чтобы помочь в создании условий для активизации всего жизненного потенциала мужчин в возрасте от 25 до 35 лет, то есть таким, которые еще полны сил, еще не полностью лишены нравственных норм, а прежде всего надежды, но оказавшимся на улице, борющихся с зависимостями, в первую очередь, алкогольной.

По словам Януша Сукенника, людям, ведущим нормальный образ жизни, может показаться, что в ситуации, когда на рынке труда множество предложений о трудоустройстве, у молодых мужчин не должно быть проблем с работой и выходом из уличного скитания…

Януш Сукенник: Однако, бездомный человек – это человек, которого переполняют страхи. Можно сказать, что он постоянно нуждается в «наркозе, обезболивающем», функцию которого выполняют, зачастую, психоактивные вещества, в частности, алкоголь. Парадокс в том, что такие люди чаще всего боятся спиться, но, увы, происходит то, чего они боятся. Мы со своей стороны хотели подойти комплексно, сразиться лицом к лицу с проблемами. Именно поэтому была создана программа, которая по своему характеру не является типично терапевтической, излечивающей от алкоголизма, однако, подготавливает и помогает приспособиться ее участникам к нормальной жизни в семье, обществе, в трудовом коллективе. Мы видим, что программа «Два шага» организации «Каритас» города Седльце учла приобретенный нами опыт.

Эти слова Януша Сукенника подтверждает Илона Тройнар, представительница отделения «Каритас» в Седльцах. Инициатива «Два шага» еще очень молодая, она началась в мае 2017 года.

Илона Тройнар: Вообще идея начала каких-то действий в помощь заключенным зародилась несколькими месяцами ранее. В нашу организацию пришел тюремный капеллан и сказал, что есть очевидная необходимость в работе с заключенными. Когда организация «Каритас Польша» объявила о начале финансирования проектов также в этом направлении, то мы сразу решили попробовать реализовать идею. Признаюсь, многие аспекты были оговорены как раз с присутствующим здесь Янушем Сукенником. Здесь очень ценным опытом оказалась терапия зависимостей и обучение финансам, чтобы заключенные могли правильно распоряжаться своими средствами и научились выходить из долгов, потому что не все понимают, как это сделать. В первоначальной версии нашего проекта этого не было. А почему программа называется «Два шага»? Потому что мы действуем в два этапа.

Условный первый шаг – это вся наша работа, пока заключенный находится в тюрьме. Здесь мы проводим основную работу по терапии зависимости, оказываем психологическую и юридическую помощь, как я уже сказала, проводим финансовое обучение. Но то, на что мы делаем особо сильный акцент, – это выстраивание семейных связей. Мы также стараемся дать представление о настоящем отцовстве, в связи с чем проводим занятия для тех мужчин, у которых есть дети. Работает Клуб отца, его участники встречаются один раз в месяц.

Кроме того, мы создали блог в интернете, на котором рассказываем о том, что происходит в тюрьме, что мы делаем, чем занимаются заключенные.

Второй шаг в нашей программе – это работа с теми, кто выходит из мест лишения свободы, и их семьями. После выхода из тюрьмы бывшие заключенные едут на специальные выездные занятия, чтобы побыть с другими, опробовать на практике то, чему они научились во время заключения. Кроме того, им продолжает оказываться психологическая и юридическая поддержка.

Схожие черты между программами «Мы сможем» и «Два шага» можно увидеть невооруженным глазом, а какие между ними отличия? Януш Сукенник указывает, прежде всего, на семейный контекст, связь с родственниками.

Януш Сукенник: В ситуации людей с зависимостями, на протяжении длительного времени бывших бездомными, очень часто случается так, что невозможно установить связь с их семьями. Прежде всего потому, что такое возвращение в семью означало бы возвращение к проблемам. В таких ситуациях, когда невозможно наладить отношения с семьей, мы стараемся предложить альтернативу, помочь бездомным начать свою жизнь на новых условиях. Хотя, надо сказать, что проблема воссоединения с семьей, особенно если там есть дети, постоянно возвращается. И в этом смысле мне очень нравится как раз часть, посвященная отцовству, в рамках программы моих коллег в Седльце «Два шага».

В свою очередь Илона Тройнар обратила внимание на то, почему так важно проводить психологическую работу как с бездомными, так и с бывшими заключенными. У обеих групп есть опасность возвращения к прошлым ошибкам. У бывших заключенных – в криминогенную среду.

Илона Тройнар: Если у них нет работы или среда, из которой они вышли в прошлом, сильно на них повлияет, то они могут вернуться к прежнему поведению, привычкам, поступкам. Зачастую это заканчивается повторным лишением свободы. Вот почему так важно, чтобы рядом с таким человеком оказался консультант, помощник, а даже я бы сказала ассистент, который систематически наблюдал бы и помогал, мотивировал к действию.

Конечно, нет стопроцентной гарантии, что такой ассистент или помощник справится в одиночку с той средой, которая будет пытаться втянуть бывшего бездомного или заключенного обратно, добавляет Илона Тройнар. Программа «Два шага» только началась, а ее координаторы и создатели будут вести внимательное наблюдение за ее эффектами.

Зато больше опыта у программы «Мы сможем», так что вновь слово ее представителю Янушу Сукеннику.

Януш Сукенник: Условием участия в нашей программе является: прохождение базовой терапии зависимостей, конечно же, личная мотивация участника, а также разрыв связи с прежней патологической средой. Необходимо сказать прямо – почти всегда возвращение к патологической среде провоцирует возвращение проблем, которые ложатся в основу и бездомности, и криминальных действий. По мере развития программы «Мы сможем» я заметил, что почти все наши участники имеют за собой в той или иной мере криминальное прошлое. Без доступа к причинам проблем, кроющихся, как я уже сказал, в патологической среде, никакие наши старания не принесут должного результата.

Януш Сукенник отметил в завершение, что на протяжении четырех лет существования программы «Мы сможем» в ней приняло участие более тридцати человек. Однако, отсутствие силы воли и выдержки у таких людей становится причиной того, что они покидают программу. На данный момент, по словам представителя «Каритас Польша», в программе остаются около десяти человек, которые вернулись к нормальной жизни, получили социальное жилье, бросили пить алкоголь.

Януш Сукенник: Было достаточно зерна надежды и чувства общности, принадлежности, которое было в них посеяно, чтобы в жизни этих людей произошли серьезные перемены к лучшему. Прежде всего, в них прошел страх перед жизнью, а этот страх является главной проблемой и для бездомных, и для заключенных.

Как говорят представители программ «Мы сможем» и «Два шага», помощь даже одному человеку – это уже достижение.

PR24/es

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты