Президент Франции Эммануэль Макрон обвинил польское правительство в изоляционизме и в том, что оно действует «против Европы во многих политических сферах». «Европа – регион, созданный на базе определенных ценностей, включая демократию и гражданские свободы, и этим ценностям Польша себя сейчас противопоставляет. Разумеется, решение страны, пожелавшей уйти в самоизоляцию, не помешает нашим амбициозным планам. Польша не определяет будущее Европы сейчас и не будет определять его в дальнейшем», - сказал глава Франции. Премьер-министр Польши Беата Шидло в ответ посоветовала Макрону быть сдержаннее. Отметим, что поводом для перепалки стала инициатива Макрона, направленная на ужесточение внутриевропейских правил, регулирующих перемещение рабочей силы из стран с относительно низкими зарплатами в страны с высокими доходами. Варшава опасается, что сотни тысяч работающих во Франции и Германии поляков вынуждены будут вернуться на родину, и считает, что эта инициатива нарушает ключевой европейский принцип единого рынка труда. Какова причина обострения французско-польских отношений? К чему приведут высказывания и действия французского президента? На эти вопросы в студии Польского радио отвечал политолог Ежи Таргальский.
По мнению политолога, позиция президента Франции сформировалась под влиянием канцлера Германии:
- Думаю, что эти инсинуации Макрона следует рассматривать в трех плоскостях. Во-первых, канцлер Германии Ангела Меркель играет роль доброго полицейского. Она сама ничего не говорит, ведь для травли Польши у нее есть председатель Европейской комиссии Юнкер, вице-председатель Тиммерманс, ну, а теперь она нашла себе еще и французского президента Эммануэля Макрона. Его, кстати, ждет очень серьезное разочарование, ведь он рассчитывает, что немцы заплатят ему за антипольские высказывания. Но, конечно же, Германия ему не заплатит, ведь Макрона, так скажем, очень дешево содержать, зачем ему платить. Он выполнит свое задание и отойдет в сторонку. Я уже давно утверждаю, что Эммануэль Макрон приведет Францию к катастрофе. Сам он точно не продержится до конца своего срока полномочий и плохо закончит. Так вот, одна плоскость – это польско-германские отношения, и Макрон здесь играет роль плохого полицейского.
Вторая плоскость, по мнению Ежи Таргальского, это ситуация в самой Франции:
- Как и предполагалось, поддержка Макрона резко тает, через три месяца окажется, что его поддерживают около 5% граждан или около того. В такой ситуации он хочет продемонстрировать, как он заботится о французских рабочих. С того момента, когда началась торговая война между США и Германией, стало понятно, что эпоха свободной торговли закончилась. Пришел конец свободному рынку, и теперь все государства начинают защищать свой рынок труда и бороться за рынки сбыта. В каком-то смысле, подобная ситуация сложилась перед Первой мировой войной. Дело в том, что польские делегированные работники составляют пятую часть всех делегированных работников. Если запретить полякам работать, например, во Франции, то это, конечно же, принесет пользу французскому рынку труда. В каком-то смысле Макрон пытается заигрывать с электоратом. При этом, прошу заметить, что для французского общества Польша сама по себе не имеет никакого значения. Следовательно, эта антипольская кампания не вызовет большого резонанса. С другой стороны, следует показать Макрону, что на Польшу нельзя нападать безнаказанно.
Политолог считает, что Эммануэль Макрон пытается настроить президента Польши против польского правительства:
- В общих чертах, речь идет о том, чтобы представить президента Польши Анджея Дуду как положительную фигуру, а как отрицательную – премьера Беату Шидло и правительство. Конечно, премьер резко раскритиковала эти попытки, однако, в этой ситуации следует смотреть в лицо фактам – поляки боятся Германии. У правительства есть четкая позиция в отношении Берлина, однако, лишь на словах. Меня интересуют конкретные действия. Например, на форуме Европейского союза можно было поднять темы отсутствия свободы слова и фашистских репрессий в Германии. Напомню, что недавно за критику ислама немецкого журналиста приговорили к 6 месяцам заключения. Польша должна была выступить против таких действий.
По мнению Ежи Таргальского, французы не заслуживают такого президента, как Эммануэль Макрон:
- Дело в том, что это пустышка. Это продукт СМИ, который ничего не может предложить людям. Сложно представить, что такая личность, даже при поддержке СМИ, в далекой перспективе удержала бы высокий уровень поддержки. Важно, что сейчас Франция даже не соответствует условиям членства в Евросоюзе. Дефицит французского бюджета превысил 3% ВВП. Таким образом, ЕС должен сейчас ввести санкции в отношении Франции. Вот тогда бы мы посмотрели, как Макрон запрыгает. Одним словом, нужны действия. Слова – это хорошо, но важно также то, как они воплощаются в жизнь. Отмечу, что немецкие СМИ пишут хвалебные оды Макрону, и в этом нет ничего удивительного, ведь Германия наняла его для продвижения определенной политики на европейской арене. Официально Германии это не выгодно, ведь происходит раскол внутри Вышеградской группы, но если эту черную работу выполнит Макрон, то немцы умоют руки.
Политолог также прокомментировал грядущие выборы в Германии. Он полагает, что канцлер Ангела Меркель обладает всеми шансами на переизбрание в должности:
- Дело в том, что нет никого другого. Политика, к которой стремится Мартин Шульц, еще хуже политики Меркель. С точки зрения немецкого избирателя, среди политиков истеблишмента Меркель – это наименьшее зло. Если выиграет Шульц, Германия быстрее докатится до кризиса. Во-вторых, возможно, Шульц не будет таким пророссийским. На это все следует смотреть с позиции наименьшего зла. Кто быстрее приведет страну к развалу? Шульц! Если же говорить об отношениях с Польшей, то все упирается в интересы Германии. Для этой страны важно, чтобы Польши, как самостоятельного государства, не было. Это лишь вопрос тактики – Шульц и Меркель действуют по-разному. Меркель умнее, она будет действовать более изыскано и, соответственно, это более опасно. В свою очередь, Шульц просто по-хамски нападал бы на Польшу.
В студии Польского радио был политолог Ежи Таргальский.