В этом году во время Всенародного чтения поляки по всей стране будут читать пьесу Станислава Выспяньского «Свадьба». Чтобы поближе познакомить вас, дорогие радиослушатели, с автором и его произведением мы связались Моникой Сливиньской, которая написала книгу об этом выдающимся человеке:
Станислав Выспяньский – это разносторонний и гениальный творец (художник), поэт, драматург, художник, создатель витражей и полихромных росписей, дизайнер, иллюстратор книг, типограф, а также реформатор театра. Так вкратце можно его представить. Мы сейчас говорим об одной его пьесе «Свадьба», которая в этом году читается в Польше на Всенародном чтении, но стоит сказать, что Выспяньский написал около 17 законченных пьес. Сохранились фрагменты и рукописи произведений, которые он не успел закончить. Самым важным его произведением, конечно же, является пьеса «Свадьба». Именно благодаря ей Выспяньского стали называть народным поэтом и поэтом-пророком.
Слушателям я напомню, что в Польше существует понятие пророков польского народа (trzech wieszczów), самых значимых для Польши творцов. К 70-м годам XIX века определилась тройка народных пророков: Адам Мицкевич, Зигмунт Красиньский и Юлиуш Словацикий. А Станислав Выспяньский считается четвертым народным пророком. Как мы уже слышали, благодаря его пьесе «Свадьба». Что особенного в этом произведении?
Мы (поляки) эту пьесу называем архи-пьесой. На самом деле, Выспяньский в ней сводит счеты с народными мифами и состоянием польского общества. Это конфронтация мифа с реальностью. Нужно помнить, что Выспяньский писал это произведение в конце 1900 в начале 1901 года – на переломе столетий. В этом произведении появляется ряд вопросов: реальны ли мечты поляков о вооруженной борьбе, возможно ли восстановление независимости? Напомню, что в конце 1900-го года Польша находится под чужеземным господством. В пьесе появляются также вопросы: могут ли поляки подняться над разделениями в обществе? Смогут ли они – интеллигенция и крестьяне (об этих слоях общества идет речь в пьесе) – плечом к плечу отвоевать независимость? Готовы ли поляки к этой свободе?
Спектакли по пьесе «Свадьба» до сих пор ставят на театральных сценах в разной современной трактовке…
Здесь не обходится без обращения к действительности, к современности, а также без режиссерской интерпретации. Но вот что касается разделения в обществе, то, насколько мы умеем услышать и понять друг друга, можем ли преступить через антагонизмы, через то, что нас разделяет, это является актуальным.
А с литературной точки зрения, как читается это произведение, легко, сложно?
Выспяньский не является легким автором. Без соответствующей подготовки, связанной с историей Польши, читать его очень сложно. Дело в том, что в своём творчестве он часто обращается к историческому прошлому польского народа. Ведь не зря мы его называем народным поэтом. Это первое. А второе: нужно помнить, в каких годах были написаны пьесы Выспяньского. Речь идет о конце XIX и начале XX века. На его произведения повлияла эпоха модернизма и символизма. Думаю, что перед тем, как читать произведения Выспяньского, стоит познакомиться с его жизнью.
Сейчас это будет сделать просто. Буквально на днях вышла Ваша книга «Выспяньский. Пока хватит жизни». Она написана на основе архивных документов, в ней много фотографий, материалов, о которых мало кто знает или вообще никто не знает…
Над книгой о Выспяньском я работала несколько лет. Когда я начинала, никто не мог предвидеть, что будет акция «Всенародное чтение» и все вспомнят о Выспяньском. Я хочу сказать, что Выспяньский постоянно присутствует в нашей польской культуре и не только из-за того, что его произведение выбрано в этом году для чтения по всей Польше. Это важная фигура для нашей культуры. Что интересно, это такая личность, которая находится как бы в тени своих творений. Мы в Польше знаем его живопись, восхищаемся ею, знаем его – пусть немного – литературные произведения, но о его жизни знаем очень мало.
В какой среде воспитывался Станислав Выспяньский? Из какой он семьи?
Это была типично городская семья, с сильными патриотическими традициями. Его отец был скульптором. Члены семьи принимали участие в Январском восстании (против Российской империи в 1863 г.), из-за чего понесли потери как материальные, так и моральные. Это, конечно же, повлияло на воспитание Станислава Выспяньского и на его творчество, на то, что он занимался проблемами жизни народа.
В детстве Выспяньский ничем не отличался от своих сверстников?
Казалось бы, что этот необыкновенный человек в детстве чем-то отличался. Нет. Это был обыкновенный мальчишка, ничем особенным не выделялся. Таких было много. На то, каким он стал, имело влияние много факторов: семья, атмосфера дома, в котором вырос, место, то есть Краков… Выспяньский был краковским художником, дитём Кракова по рождению и по выбору. Большую часть жизни он провел в Кракове, за исключением учебы в Париже и творческого путешествия – оно длилось несколько месяцев – по Западной Европе. Станислав Выспяньский в Кракове жил, работал и умер.
А каким он было человеком?
Это был очень большой индивидуалист. Очень чувствительный человек. Очень принципиальный (категоричный), когда речь шла об искусстве, потому что искусство и творческое веление были у него на первом месте. Одиночка. Человек, который шел по жизни один, не искал общества близких друзей, не искал также покровителей, не хлопотал (заботился) о своей карьере. И что самое важное – он всегда был уверен, что дорога, которую он выбрал, дорога художника, – правильная.
Моника, а что Вас лично привлекает в Выспяньском как в творце, как в личности?
Выспяньский был монументальным творцом. Он думал в монументальных категориях, искал величия в своем творчестве, в своей живописи. Когда мы думаем о нем как о монументальном творце, то нас может растрогать его проявление слабости в жизненных ситуациях, в ситуациях, когда он по-человечески оказывался беспомощным. И это меня больше всего трогало во время работы в течение нескольких лет.
Вписывается ли Станислав Выспяньский в современное понятие «человек успеха»?
Для нас, принимая во внимание огромное число его творческих достижений за короткое время – ведь Выспяньский умер в возрасте 38 лет – он может быть человеком успеха. Мы восхищаемся его творчеством, считаем его гениальным художником в области живописи, литературы, дизайна. Все его достижения просто ошеломляющие. Но нельзя сказать, что он себя считал человеком успеха. Одной из черт его личности было ощущение нереализованности. Болезнь, от которой он умер, не позволила ему реализовать себя до конца в творчестве.
То, что Выспяньский оставил после себя, действительно восхищает и удивляет: множество рисунков, живописных и пастельных изображений с видами родного Кракова, портретов собственных и окружавших его людей, разнообразные иллюстрации и графические работы. Он автор множества витражей, полихромных росписей и интерьеров, а также соавтор 36 витражей для собора св. Марии в Кракове. Ну и, конечно же, литературные произведения. Среди них пьеса «Свадьба», которая в этом году звучит на Всенародном чтении по всей Польше.
В этом году во время Всенародного чтения поляки по всей стране читают пьесу Станислава Выспяньского «Свадьба». Чтобы поближе познакомить вас, дорогие радиослушатели, с автором и его произведением мы связались с Моникой Сливиньской, которая написала книгу об этом выдающемся человеке:
Станислав Выспяньский – это разносторонний и гениальный творец (художник), поэт, драматург, художник, создатель витражей и полихромных росписей, дизайнер, иллюстратор книг, типограф, а также реформатор театра. Так вкратце можно его представить. Мы сейчас говорим об одной его пьесе «Свадьба», которая в этом году читается в Польше на Всенародном чтении, но стоит сказать, что Выспяньский написал около 17 законченных пьес. Сохранились фрагменты и рукописи произведений, которые он не успел закончить. Самым важным его произведением, конечно же, является пьеса «Свадьба». Именно благодаря ей Выспяньского стали называть народным поэтом и поэтом-пророком.
Слушателям я напомню, что в Польше существует понятие пророков польского народа (trzech wieszczów), самых значимых для Польши творцов. К 70-м годам XIX века определилась тройка народных пророков: Адам Мицкевич, Зигмунт Красиньский и Юлиуш Словацикий. А Станислав Выспяньский считается четвертым народным пророком. Как мы уже слышали, благодаря его пьесе «Свадьба». Что особенного в этом произведении?
Мы (поляки) эту пьесу называем архи-пьесой. На самом деле, Выспяньский в ней сводит счеты с народными мифами и состоянием польского общества. Это конфронтация мифа с реальностью. Нужно помнить, что Выспяньский писал это произведение в конце 1900 в начале 1901 года – на переломе столетий. В этом произведении появляется ряд вопросов: реальны ли мечты поляков о вооруженной борьбе, возможно ли восстановление независимости? Напомню, что в конце 1900-го года Польша находится под чужеземным господством. В пьесе появляются также вопросы: могут ли поляки подняться над разделениями в обществе? Смогут ли они – интеллигенция и крестьяне (об этих слоях общества идет речь в пьесе) – плечом к плечу отвоевать независимость? Готовы ли поляки к этой свободе?
Cпектакли по пьесе «Свадьба» до сих пор ставят на театральных сценах в разной современной трактовке…
Здесь не обходится без обращения к действительности, к современности, а также без режиссерской интерпретации. Но вот что касается разделения в обществе, то, насколько мы умеем услышать и понять друг друга, можем ли преступить через антагонизмы, через то, что нас разделяет, это является актуальным.
А с литературной точки зрения, как читается это произведение, легко, сложно
Выспяньский не является легким автором. Без соответствующей подготовки, связанной с историей Польши, читать его очень сложно. Дело в том, что в своём творчестве он часто обращается к историческому прошлому польского народа. Ведь не зря мы его называем народным поэтом. Это первое. А второе: нужно помнить, в каких годах были написаны пьесы Выспяньского. Речь идет о конце XIX и начале XX века. На его произведения повлияла эпоха модернизма и символизма. Думаю, что перед тем, как читать произведения Выспяньского, стоит познакомиться с его жизнью.
Сейчас это будет сделать просто. Буквально на днях вышла Ваша книга «Выспяньский. Пока хватит жизни». Она написана на основе архивных документов, в ней много фотографий, материалов, о которых мало кто знает или вообще никто не знает…
Над книгой о Выспяньском я работала несколько лет. Когда я начинала, никто не мог предвидеть, что будет акция «Всенародное чтение» и все вспомнят о Выспяньском. Я хочу сказать, что Выспяньский постоянно присутствует в нашей польской культуре и не только из-за того, что его произведение выбрано в этом году для чтения по всей Польше. Это важная фигура для нашей культуры. Что интересно, это такая личность, которая находится как бы в тени своих творений. Мы в Польше знаем его живопись, восхищаемся ею, знаем его – пусть немного – литературные произведения, но о его жизни знаем очень мало.
В какой среде воспитывался Станислав Выспяньский? Из какой он семьи?
Это была типично городская семья, с сильными патриотическими традициями. Его отец был скульптором. Члены семьи принимали участие в Январском восстании (против Российской империи в 1863 г.), из-за чего понесли потери как материальные, так и моральные. Это, конечно же, повлияло на воспитание Станислава Выспяньского и на его творчество, на то, что он занимался проблемами жизни народа.
В детстве Выспяньский чем-то отличался от своих сверстников?
Казалось бы, что этот необыкновенный человек в детстве чем-то особенным отличался. Но нет. Это был обыкновенный мальчишка, ничем особенным не выделялся. Таких было много. На то, каким он стал, имело влияние много факторов: семья, атмосфера дома, в котором вырос, место, то есть Краков… Выспяньский был краковским художником, дитём Кракова по рождению и по выбору. Большую часть жизни он провел в Кракове, за исключением учебы в Париже и творческого путешествия – оно длилось несколько месяцев – по Западной Европе. Станислав Выспяньский в Кракове жил, работал и умер.
А каким он было человеком?
Это был очень большой индивидуалист. Очень чувствительный человек. Очень категоричный, когда речь шла об искусстве, потому что искусство и творческая миссия были у него на первом месте. Одиночка. Человек, который шел по жизни один, не искал общества близких друзей, не искал также покровителей, не заботился о своей карьере. И что самое важное – он всегда был уверен, что дорога, которую он выбрал, дорога художника, – правильная.
Моника, а что Вас лично привлекает в Выспяньском как в творце, как в личности
Выспяньский был монументальным творцом. Он думал в монументальных категориях, искал величия в своем творчестве, в своей живописи. Когда мы думаем о нем как о монументальном творце, то нас может растрогать его проявление слабости в жизненных ситуациях, в ситуациях, когда он по-человечески оказывался беспомощным. И это меня больше всего трогало во время работы в течение нескольких лет.
Вписывается ли Станислав Выспяньский в современное понятие «человек успеха»
Для нас, принимая во внимание огромное число его творческих достижений за короткое время – ведь Выспяньский умер в возрасте 38 лет – он может быть человеком успеха. Мы восхищаемся его творчеством, считаем его гениальным художником в области живописи, литературы, дизайна. Все его достижения просто ошеломляющие. Но нельзя сказать, что он себя считал человеком успеха. Одной из черт его личности было ощущение нереализованности. Болезнь, от которой он умер, не позволила ему реализовать себя до конца в творчестве.
То, что Выспяньский оставил после себя, действительно восхищает и удивляет: множество рисунков, живописных и пастельных изображений с видами родного Кракова, портретов собственных и окружавших его людей, разнообразные иллюстрации и графические работы. Он автор множества витражей, полихромных росписей и интерьеров, а также соавтор 36 витражей для собора св. Марии в Кракове. Ну и, конечно же, литературные произведения. Среди них пьеса «Свадьба», которая в этом году звучит на Всенародном чтении по всей Польше.
Ирина Кудрявцева