В понедельник, 23 октября, в Канцелярии премьера был представлен Закон о публичности общественной жизни. Этот документ предполагает, среди прочего, расширение доступа граждан Польши к публичной информации о деятельности государственных компаний, что может повысить эффективность борьбы с коррупцией. С студии Польского радио представленный законопроект комментировал один из его авторов, заместитель министра-координатора по делам спецслужб и бывший замглавы Центрального антикоррупционного бюро Мацей Вонсик.
Как Закон о публичности общественной жизни может повлиять на борьбу с коррупцией в Польше?
Этот закон призван расширить доступ среднестатистического гражданина Польши к публичной информации. Эта информация имеет большое значение с точки зрения общественного контроля над тем, что происходит в государстве. Главным источником такой информации станет интернет-страница Бюллетеня публичной информации. Именно там появится база данных контрактов всех государственных учреждений, которые будут обязаны их там размещать, указывая дату подписания контракта, предмет и стороны соглашения, а также его стоимость. Это существенно расширит доступ к такого рода информации. Отдельные учреждения, которые хотят быть транспарентными, уже размещают эту информацию в Бюллетене публичной информации, но вскоре это будет обязательным для всех, в том числе для компании, принадлежащих органам самоуправления. Вся эта информация будет каждые 30 дней передаваться в Центральное антикоррупционное бюро с целью контроля и предотвращения выкачивания средств из государственных компаний.
Какие компании относятся к государственным?
Это компании, в которых доля собственности – свыше 10% – принадлежит центральным или местным органам власти. Закон предполагает, что на все эти компании будут наложены определенные обязательства. В частности, руководство этих компаний теперь будет вынуждено обнародовать свои доходы. Это будет касаться как материнских, так и дочерних компании. Деятельность последних, как правило, до последнего времени была наименее прозрачной. Поэтому было принято решение, что эти кампании также будут подвергаться контролю со стороны Центрального антикоррупционного бюро и общественности, а их руководство будет вынуждено регулярно декларировать свои доходы.
Представленный вами закон предполагает новый образец декларации о доходах? Что было изменено?
Изначально образцов деклараций о доходах было больше десяти и все они фигурировали в разных законах. Сейчас все будет сведено к одному большому и содержательному формуляру декларации о доходах. Раньше отдельным лицам нужно было заполнять сразу несколько разных деклараций, сейчас это будет единый документ, который был разработан Центральным антикоррупционным бюро, то есть компетентным органом, который изучил и исключил все возможные лазейки предыдущих версий. Мы долго работали над этим образцом декларации и над этим законом.
Закон о публичности общественной жизни заменит собой три другие закона, что это за законы?
Действительно, новый закон заменит собой три проекта: Закон о доступе к публичной информации; Закон об ограничении экономической деятельности для лиц, исполняющих общественные функции, именуемый также Антикоррупционным законом; а также Закон о лоббировании. Все те конструктивные моменты, которые содержались в старых законах, будут перенесены в новый Закон о публичности общественной жизни. При этом была доработана часть, касающаяся публичности, в частности был расширен список лиц, которые должны обнародовать свои доходы. Теперь это должны делать все, кто имеет отношения к государственным заказам, а также процессам реприватизации. Мы также расширили запрет для представителей местных властей занимать должности в других компаниях. Ранее мэр или маршалек могли занимать должности в той или иной компании, принадлежавшей полностью или частично органам местного самоуправления. Сейчас они уже не смогут этого делать.
В представленном вами законопроекте появляется новый термин – сигналист. Объясните, пожалуйста, его значение.
Сигналист – это человек, который находится под юридической защитой. Этот статус присваивает прокурор в тех случаях, когда человек дает показания не тему коррупционных преступлениях в своей компании. Эта практика давно существует на Западе, а сейчас в ней нуждается Польша, чтобы люди, которые хотят работать честно и не согласны с коррупцией у себя на работе, находились под юридической защитой от возможных репрессий за то, что они свидетельствуют против своего работодателя.
pr1/aj