Белосток – город со сложной, но очень интересной историей, прошедший испытания судьбы при этом вобравший в себя культурное богатство и многообразие пограничья. В этот город стоит приехать, а пока мы предлагаем вам экскурсию посредством нашего эфира в Исторический музей Белостока. А в роли гида – заведующая музеем Люцина Лесиш (Lucyna Lesisz):
- Итак, первый зал знакомит нас с исторической панорамой Белостока:
Люцина Лесиш: «Как и во многих других городах, у нас есть свои исторические жемчужины. Исторический музей, как говорит его название, занимается историей, главным образом, Белостока, но также всего региона, поскольку иначе город был бы «вырван из контекста». У нас очень богатая коллепкция, в запасниках хранятся более 60 тысяч экспонатов, но многие из них представлены на постоянных выставках. Самый известный аспект истории города связан с родом Браницким, а наиболее знаковой личностью для жителей Белостока является Ян Клеменс Браницкий (дворянин, военачальник, обладатель многих титулов, в том числе титула великого коронного гетмана – прим. Ред.). И именно к периоду его жизни относится панорама. Это макет города, того, как он выглядел в 1772 году. Такую точную дату мы можем определить потому, что макет был создан на основе инвентаризации, сделанной после смерти Яна Клеменса Браницкого, который скончался в 1771 году. У него с супругой Изабеллой ( в девичестве Понятовской) не было детей, поэтому процедура, связанная с наследством, предусматривала подробную опись того, что Ян Клеменс Барницкий оставил после себя».
- Каков же его вклад в развитие города?
Люцина Лесиш: «Браницкий очень любил Белосток, посвятил ему много времени, много труда и очень много денег. Из записок путешественников можно вычитать, что они были в восхищении порядка, от архитектурных принципов барокко, что в Польше было редким явлением, ведь порой мы даже сравниваем наш город с Петербургом. Хотя история обошлась с городом довольно сурово, за долгие годы он был несколько раз перестроен, благодаря нашему макету, можно увидеть, как Белосток выглядел в конце XVIII века. Это был, можно сказать, частный город, и Браницкий мог здесь сделать всё, что его душе было угодно и на что позволяли средства. Он приглашал заграничных и польских скульпторов, художников, создал Оперный театр. Дворец самого Браницкого восхищает по сей день, и мы этот дворец с его окружением и парком можем видеть по сей день. Сейчас там расположена Медицинская академия. Панорама в Историческом музее позволяет буквально с высоты птичьего полета (то есть, нашего роста) увидеть, как замечательно упорядочен был город, как всё имело свое значение. Браницкий заботился о нем до мельчайших подробностей. В ту пору большой опасностью были пожары, в Белостоке тоже горел центр, и тогда Браницкий издал указ, что все дома, расположенные на Рыночной площади, обязаны иметь каменные стены, крыши, покрытые плиткой, кадки для воды и другое противопожарное оснащение».
- Какую часть и отличительную черту Белостока того времени передает макет?
Люцина Лесиш: «Как и сегодня, это центр города, как его тогда высокопарно называли, «в городских стенах». В город вело пять ворот, у которых производился таможенный сбор, при этом стены, скорее, представляли собой деревянный забор между бетонными столбами. Белосток не был оборонным городом, при этом в нем располагалась значительная часть армии – 1500 солдат, при том, что население Белостока насчитывало тогда около 3 тысяч 200 жителей. Что бросается в глаза, и чем Белосток может похвалиться и сегодня – это изобилие зелени. И эта зелень на макете тоже представлена: сады, парки, насаждения. Парк Браницких слыл своей красотой. Все так были им очарованы, что в период разделов не только многие статуи, но и растения были вывезены в Петербург. К нам они уже никогда не вернулись, но, глядя на макет, мы можем себе представить, как прекрасно это тогда выглядело».
- Другие части Исторического музея не менее интересны, но прежде, чем о них пойдет речь, стоит сказать об очень красивом особняке, в котором он находится:
Люцина Лесиш: «Это городской каменный жилой дом, немалый по тем временам, когда он был построен, а по сегодняшним меркам вообще большой. При этом расположение осталось, как в жилом доме, что создает определенные ограничения, при этом диктует нам сценарий выставок. Переходя из XVIII века, Белостока эпохи Яна Клеменса Браницкого, к рубежу XIX-ХХ веков и периоду между двумя мировыми войнами, мы оказываемся в помещениях, оформленных (конечно, гипотетически, поскольку не осталось изображений) как жилье финансовой элиты Белостока. К тому времени это уже был крупный промышленный центр, где живет группа очень зажиточных людей, которые могли себе позволить добротную, солидную обстановку. Готовя эту экспозицию, мы много времени посвятили воссозданию интерьера. Мы называем это «белостокской сецессией». Надо сказать, что после Второй мировой войны таких каменных домов в Белостоке осталось очень мало… В этом доме в военное время размещалась немецкая администрация, затем он перешел к НКВД, а музею он достался уже от милиции. Некоторое время считалось, что в музеях должны быть белые стены. Но мы поддались искушению открыть то, что находилось под слоями известки и белой краски, и показать оригинальные узоры на стенах и потолке. Также воспроизведены жилые помещения: прихожая, небольшой салон, гостиная с накрытым столом, будуар хозяйки и кабинет хозяина-фабриканта. Кстати, этот дом принадлежал семье фабрикантов по фамилии Цитрон, владельцев суконных фабрик в Супрасле. Но в Белостоке у них было несколько домов, где находились конторы, но в этом доме проживал сын Беньямина Цитрона».
Воссозданный интерьер столовой богатого горожанина (рубеж XIX-XX вв.) - экспозиция Исторического музея г. Белостока
Фото: radiopolsha.pl/Ирина Завиша
Так мог выглядеть будуар хозяйки дома.
Фото: radiopolsha.pl/Ирина Завиша
А так- кабинет хозяина.
Фото: radiopolsha.pl/Ирина Завиша
- В этих помещениях так уютно, что можно почувствовать себя не посетителем музея, а гостем радушных хозяев…
Люцина Лесиш: «Мы хотели воссоздать атмосферу того дома, того времени, и показать, что в этих время от времени пустующих помещениях кто-то, однако, жил. Здесь резвились дети, устраивались вечеринки. И в каждую минуту можно представить, что эти люди сюда вернуться. Хозяйка дома – в свой будуар, где можно вышивать, читать, писать письма. Хозяин – в кабинет, где займется важными делами, ведь на его плечах лежала обязанность содержания семьи. Входя сюда, мы представляем, что это место остается живым, чему способствуют живые цветы в горшках, раскрытая газета. Создается впечатление, будто кто-то на минутку вышел и сейчас непременно вернется».
- Об Историческом музее Белостока нам рассказала заведующая Музеем Люцина Лесиш. Добавим, что на втором этаже Исторического музея находится еще одна постоянная экспозиция и макет здания, которое в свое время также было достопримечательностью Белостока, а именно – фешенебельного отеля «Ritz» («Риц»), в котором останавливались именитые постояльцы – творцы, коммерсанты, богатые туристы.
Макет отеля «Ritz» (межвоенный период).
Фото: radiopolsha.pl/Ирина Завиша
- Что же касается временных выставок Исторического музея в Белостоке, то главная из них в этом году посвящена Юзефу Пилсудского в честь 150-летия рождения маршала.
Автор: Ирина Завиша