Сибирь занимает важное место в истории Польши. Во времена Российской империи и СССР в эти далекие края были сосланы тысячи поляков. В Сибирь была сослана значительная часть участников польских восстаний 1830 и 1863 годов.
Недавно в Варшаве состоялась презентация книги под названием «Эмигранты против своей воли. Адаптация ссыльных январских повстанцев в Западной Сибири». О том, как выглядел процесс интеграции поляков в сибирское общество и их взаимодействие с местным населением, с автором книги историком Светланой Мулиной пообщался Артур Яворский.
Какой была механика расселения поляков в Сибири?
Это обширный вопрос, потому что сама дорога на Сибирь растягивалась на несколько месяцев. При расселении большую роль играло то, какое наказание ранее получили ссыльные поляки. Если они были сосланы на жительство, то попадали в основном в города, если на выдворение – их ждало перемещение в сельскую местность. Если они были сосланы на выдворение, но при этом сохранили шляхетские права, их наказание могло быть изменено, после чего они также могли проживать в городах. Само распределение получалось в Тобольске. Кого куда послать решало местное начальство. Там же, в Тобольске поляки начинали бомбардировать местные власти своими прошениями. Важный момент – местные власти распределяли польских ссыльных, но этот порядок сохранялся недолго, была очень большая по всей территории, это контролировалось и не всегда разрешалось. Эта внутренняя миграция была вызвана тем, что поляки пытались найти работу, если не было работы по их специальности в одном городе, ее искали в другом. Очень много поляков бежали их деревень. Сложно было переместиться с востока на запада, это было связано с тем, что в восточную Сибирь ссылали по более строгим наказаниям, поэтому, если поляку разрешали жить западнее, это могло означать, что его участь облегчают.
Как местные жители Сибири воспринимали новый элемент в своем обществе?
По-разному. Одно отношение было среди образованных сибиряков, которые видели в поляков дворянство, образованных людей, с которыми можно было поговорить. Совсем другим было отношение низших слоев сибирского общества. Многие сибиряки видели в поляках особый вид преступников, мол, такой молодой, а уже поляк. Они даже не понимали этнической принадлежности, для них это были ссыльные. Если говорит о примерах плохого отношения, оно не всегда было вызвано плохим отношением к полякам. Например, если в какую-то деревню приезжает такое количество поляков, которое составляет половину населения деревни, это уже была проблема. В таких случаях это был элемент не этнофобии, а мигрантофобии.
Как полякам удавалось поддерживать свою национальную идентичность. Вы в ходе презентации своей книги упомянули некие «общества взаимной помощи», что это были за организации?
Подобные общества были известны еще в первой половине XIX века, так называемые огулы, это были польские активисты, которые пытались сплоить вокруг себя своих соотечественников, чтобы решать разного рода материальные проблемы. Параллельно зарождались идеи поддержки своей этнической принадлежности, которые, в частности, заключались в том, чтобы не жениться на сибирячках. Для поляков это было важно. Или, например, не пить и не играть в карты, потому что бытовало особое представление, что поляк в Сибири несет определенную миссию. Среди образованных поляков была очень распространена идея достойно переживать ссылку. С одной стороны, это было хорошо, но с другой – ориентация исключительно не контакты между поляками часто приводила к изоляции. Это было плохо, потому что перспектива хорошей жизни была напрямую связана с тем, чтобы быстрее наладить контакты с местным населением, потому что местное население было не только партнерами по браку, но также партнерами по бизнесу, это были также люди, способные платить за работу поляков.
Вы изучили много досье. Вам встречались польские сибиряки, которым удалось достичь успеха во время ссылки?
Безусловно. В ходе презентации книги мы говорили о польских ученных, которые до сих пор известны, уважаемы, почитаемы и продолжают служить символами примеров поляков в Сибири. Есть примеры поляков, которым удалось открыть гостиницы, колбасные мастерские, которым удалось дать своим детям хорошее образование своим детям, достигшим впоследствии еще больших успехов. С другой стороны, даже, если поляк в Сибири очень хорошо устраивался, мы все рано должны понимать, что подобный вариант ссылки – это все равно трагедия, трагедия человека, который порывает со своим прошлым, с семьей, кругом знакомых, и должен пережить стрессовое путешествие в неизвестный край и заново начать жить в другом месте.
Интервью записал Артур Яворский