Польша активна на международной арене. Перед польской властью сегодня стоит немало вызовов, связанных с разрешением спора с Европейской комиссией, реформированием Евросоюза и миграционным кризисом. Гость эфира Польского радио министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович прокомментировал последние события во внешней политике. В беседе министр начал с польско-венгерских отношений. По его словам, День польско-венгерской дружбы, отмечаемый 23 марта, - это большой праздник.
Яцек Чапутович: Дружба между Польшей и Венгрией действительно развивается. 21 марта, когда я выступал в Сейме со своим экспозе, у меня была возможность поблагодарить венгров за поддержку, оказанную нам в связи с процедурами Европейской комиссии против Польши. Думаю, эта поддержка имеет глубокие корни, она основывается на общем видении и сотрудничестве в рамках Европейского союза. Я очень рад, что мы можем отмечать День польско-венгерской дружбы вместе. Поляки традиционно ездят в Будапешт и принимают участие в мероприятиях, которые, по случаю праздника, организовала венгерская сторона.
По словам некоторых представителей польской оппозиции, внешняя политика Польши в настоящее время – это голое поле, а польские власти делают все, чтобы хоть как-то найти партнеров. Такое мнение высказала, например, председатель оппозиционной партии «Современная» Катажина Любнауэр. В этом контексте цель недавнего визита в Варшаву Ангелы Меркель, избранной в четвертый раз на пост германского канцлера, видится Катажине Любнауэр лишь в том, чтобы указать Польше на ее неподобающее поведение и призвать к порядку, а не чтобы подчеркнуть значимость Варшавы. Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович так прокомментировал эти слова:
Яцек Чапутович: Оппозиция имеет право критиковать. Мы, естественно, это право признаем. Однако, стоит напомнить, что польская внешняя политика должна, прежде всего, защищать интересы польского государства. И я считаю, что мы делаем это достаточно эффективно. А тот факт, что канцлер Германии Ангела Меркель приехала в Варшаву уже через несколько дней после вступления в должность, говорит о значении Польши для Германии. Впрочем, об этом можно прочитать в германской правительственной программе, в коалиционном соглашении между Христианско-демократическим союзом/Христианско-социальным союзом и Социал-демократической партией Германии. До приезда Ангелы Меркель в Варшаву я провел переговоры с моим германским визави Хайко Маасом, и эти переговоры были очень положительными. Не было никаких поучений. Был лишь поиск путей развития двусторонних отношений и углубления отношений в рамках Европейского союза.
Не так давно состоялось совместное выступление премьеров Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, во время которого все три премьера выразили протест против начала в отношении Польши процедуры по статье 7 Договора о ЕС. Глава польской дипломатии в беседе с Польским радио обратил внимание, что с течением времени сторонников польской позиции в споре с Европейской комиссией становится все больше.
Яцек Чапутович: Мы радуемся поддержке со стороны балтийских стран. Действительно, в последнее время, а особенно после того, как была представлена так называемая Белая книга, в которой объясняется суть судебной реформы в Польше, страны-члены Европейского союза начали понимать, что система правосудия, которая действует в Польше после реформы, не отличается от систем, существующих в других европейских странах. Таким образом, мне кажется, что наши аргументы по существу принимаются во внимание. Все больше стран задает себе вопрос, стоит ли добиваться от Польши введения чего-то, что не является обязательным, если то, что существует, и так не нарушает европейские ценности или европейское законодательство. Мы стремимся к тому, чтобы Европейская комиссия аннулировала свое заявление о голосовании, которое должно решить, будет ли начата процедура по статье 7 Договора о ЕС. Ведь во время голосования большинство государств могло бы принять нашу сторону. Пока же все впереди, мы пытаемся вести диалог с Европейской комиссией. Как известно, премьер Матеуш Моравецкий встречался с председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером во время саммита Европейского совета в Брюсселе. Исходя из той информации, которая у меня есть на данный момент, обе стороны стремятся к компромиссу.
Яцек Чапутович отметил, что Польша готова идти навстречу предложениям европейского ведомства.
Яцек Чапутович: Есть такие ожидания Европейской комиссии, которые не разрушают нашу систему и в какой-то степени они аргументированы. Для таких ожиданий Польша открыта и готова внести какие-то изменения. Однако, мы не можем вернуться к системе правосудия, которая была в Польше 2,5 года назад, до реформы. Таких шагов не поняло бы польское общество, и это поставило бы под сомнение работу системы.
Недавно в достаточно быстром и неожиданном для многих формате в польский парламент были заявлены изменения в некоторых положениях законов, реформирующих систему правосудия Польши. Кроме того, говорится о возможной публикации не обнародованных до сих пор постановлений Конституционного суда (пусть уже и неактуальных). Этого в свое время добивался вице-председатель Европейской комиссии Франс Тиммерманс. Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович признается, что предпринятые шаги являются частью упомянутого ранее компромисса с европейским ведомством.
Яцек Чапутович: Я подтверждаю, что Европейская комиссия хотела публикации этих судебных постановлений, а также изменений, которые сейчас инициировал парламент Польши. Это выход навстречу ожиданиям Европейской комиссии. Постановления касаются законодательства, которое в настоящее время уже перестало действовать, поэтому они не имеют никакого значения. Мы таким образом хотим показать, что несмотря на то, что мы считаем, что эти постановления были приняты с нарушением законодательства, мы все же их опубликуем. Однако, требования, чтобы женщина-судья могла работать, как и мужчины, до 65 лет – это уже отступление от нашей общегосударственной пенсионной системы, в рамках которой возраст выхода на пенсию женщин – 60 лет. Так что введение таких изменений было бы серьезной уступкой. И не знаю, все ли женщины-судьи поддержали бы такое решение: может, некоторые, наоборот, хотели бы выйти на пенсию раньше. Одним словом, мы ищем компромисс. Европейская комиссия рассчитывает на нашу эластичность.
PR1/es