Еврокомиссия 2 мая опубликует проект бюджета ЕС на 2021-2028 годы. Существует ли риск того, что Польша получит меньше средств в новой бюджетной перспективе? Ответ на этот вопрос в эфире Польского радио искали польские евродепутаты от партии «Право и справедливость» Рышард Чарнецкий и от партии «Гражданская платформа» Адам Шейнфельд.
Рышард Чарнецкий отметил, что следующий бюджет ЕС в целом будет определенно меньше нынешнего.
«Во-первых, этот бюджет будет меньше на около 100 млрд евро, то есть на сумму взносов Великобритании, которая выходит из состава ЕС, поскольку Лондон ежегодно платил примерно по 14 млрд евро. Этих средств, конечно, будет не хватать. И это главная причина того, что следующий европейский бюджет будет меньше, а значит будут сокращены выплаты для конкретных стран, в том числе и для Польши».
В то же время, евродепутат признал, что 2 мая вместе с проектом бюджета на очередные 7 лет Еврокомиссия может определить новые критерии выделения средств из Фонда единства.
«Польша находится в лучшей экономической ситуации, ВВП на душу населения растет настолько стремительно, что за последние 2 года Польша обошла первую страну так называемого «старого Евросоюза», то есть Грецию. Сегодня мы находимся в иной ситуации, чем 10 лет назад, когда планировался бюджет на 2014-2020 гг. По той причине, что Польша становиться все более богатой страной, оставаясь при этой одной из семи самых бедных в ЕС, объективные критерии выделения европейских средств приведут к тому, что этих денег будет меньше для нас, но больше для Болгарии, Румынии или Хорватии».
По сообщениям СМИ, новые критерии выделения средств могут основываться на таких показателях, как безработица среди молодежи, экологическая ситуация, уровень образования и так далее, чем могут воспользоваться страны Южной Европы, которые переживают кризис. По мнению Рышарда Чарнецкого, сперва необходимо разобраться с происхождением проблем этих стран.
«Наши германские соседи поднимают вопрос о том, что страны Южной Европы, которые входят в еврозону и которые пережили экономический кризис, в частности, Греция, Италия, Испания, Кипр и Португалия, не всегда проводили политику, соответствующую рекомендациям Брюсселя, среди прочего, что касается государственного долга. В связи с этим возникает вопрос: почему должны быть наказаны такие страны, как Польша, которая всегда старалась выполнять все эти критерии? Это во-первых. Во-вторых, существует некое соперничество стран, которые борются за выделение большей суммы из европейского бюджета. Евросоюз, в частности, заявил, что выделит значительную сумму на оборонную сферу. Однако, кто будет бенефициаром этих денег: лишь французские и германские оружейные заводы, или также польские?».
В то же время, по словам Адама Шейнфельда из партии «Гражданская платформа», еще рано говорить о том, уменьшится бюджет Польши или нет, поскольку новые критерии будут утверждены лишь в мае, после чего у каждой страны-члена Евросоюза будет шанс побороться за выделение как можно большей суммы.
«Насколько этот шанс будет использован и какой окончательный бюджет получит Польша, в основном, будет зависеть от польского правительства. Если Варшава будет активной, если сможет вести переговоры на высоком уровне, то у нее есть шанс, как и при предыдущем правительстве Дональда Туска, добиться своей цели, даже при измененных критериях. В то же время, если польское правительство повернется спиной к своим европейским партнерам и не сможет вести переговоры на высоком уровне, то бюджет будет уменьшен».
Как подчеркнул евродепутат, польские власти ставят под сомнение ценности Европейского союза, в связи с чем правительство партии «Право и справедливость» нельзя назвать «любимым» в Брюсселе, что утрудняет переговорную позицию Польши.
«Фундаментом Евросоюза являются не деньги и фонды, а ценности. В частности, записанные в статье 2 Договора о ЕС, который Польша приняла, подписала и внедряет в жизнь. Если польское правительство ставит под сомнения ценности Евросоюза, такие как солидарность, равенство, а прежде всего демократия и верховенство права, то наверняка его изначальная переговорная позиция не такая, какой должна быть».
Рышард Чарнецкий в свою очередь опроверг информацию в СМИ о том, что Европейский союз рассматривает возможность в случае нарушения основ верховенства права одной из стран-членов ЕС приостановить выплачивать ей средства из европейских фондов на основе обычного постановления.
«Я читал это постановление. В нем нет слов о верховенстве права. Там говорится об эффективном управлении финансами. Конечно, это понятие растяжимое, но, по моему мнению, проблемы в сфере бюджета имели такие страны, как Франция, Португалия или Греция, но не Польша. К тому же, в финансовых вопросах Евросоюз всегда руководствовался европейским законодательством, а не субъективным решением определенных чиновников. Я надеюсь, что так будет в дальнейшем, а такие категории, когда что-то кому-то кажется, в связи с чем принимается решения об ограничении финансирования, не будут утверждены».
По словам Адама Шейнфельда, польской правительство стремиться завершить споры с Еврокомиссией по ряду вопросов как можно скорее.
«Вхождение в переговоры по вопросу бюджета с неразрешенным спором вокруг польской системы правосудия является неудачным решением. Правительство Польши должно прийти к компромиссу, но я не вижу никаких конкретных действий в этом направлении. Я боюсь, что власти ЕС могут привести к тому, что уже не будет возможности применять вето в отношении бюджетных вопросов, а решения будут приниматься либо большинством в Европейском совете, либо на основании постановления. И в обоих случаях польское правительство, сохраняя свой спор с ЕС, может потерять бюджетные средства».
PR3/ds