Продолжаются народные протесты в Армении. Когда они только начинались в середине апреля, Кремль называл демонстрации «скупыми», желая подчеркнуть их мизерную значимость. В настоящее время российская власть уже более внимательно следит за протестными настроениями армян, а комментаторы говорят о том, что Кремль «проспал» самый решающий момент. Несмотря на то, что пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков всячески доказывает, что Москва не собирается вмешиваться во внутриполитические дела Армении, эксперты понимают, что политические и экономические интересы в кавказском государстве у российского государства есть, а значит, есть и повод для того самого вмешательства.
Эксперт Польского Института международных дел Лукаш Ясина, комментируя сложившуюся ситуацию, отметил, что Кремль занял выжидающую позицию.
Лукаш Ясина: Кремль после нескольких своих прошлых ошибок, когда, например, он слишком нервной реакцией на протесты в Украине только усилил их, в случае Армении очевидно не склонен к тому, чтобы так просто и быстро поддержать сторону власти, которая очевидно не одержит победу над протестами. Отсюда выжидание и очень осторожные заявления. Но важно напомнить, что в последние дни и недели Москва ни на секунду не переставала удерживать связь с бывшим президентом, а теперь уже бывшим премьером Сержем Саргсяном, с его заместителем и с новым армянским главой государства. Вероятнее всего, политики не переставали советоваться между собой. Однако, о содержании этих переговоров нам ничего неизвестно. С виду Кремль сохраняет равновесие, действует осторожно и хочет выглядеть как государство, которое несет мир и спокойствие. Иными словами, российская власть действует продуманно хорошо в рамках своих возможностей.
Политолог Университета имени Коперника в Торуни Агнешка Брыц соглашается, что Москва выбрала очень логичную позицию.
Агнешка Брыц: Армения, будучи по большому счету абсолютно зависимой от России, а я бы даже сказала обреченной на союз с этой страной, не имеет выбора. Независимо от результатов этих протестов и того, кто придет к власти по результатам досрочных выборов, армянскому государству придется вести сотрудничество с Москвой. В такой ситуации всё, о чем должна позаботиться российская власть, - это не допустить потери контроля над более глубокими и сложными общественными процессами. Учитывая теперешний масштаб протестов, Кремль может спокойно за ними наблюдать со стороны, однако, проблемой может стать повышение их массовости. Сейчас армянский народ требует изменений во власти, но на эти изменения, по сути, Кремль дал свое согласие, они его устраивают, потому что не вызывают причин для большого беспокойства. Всё, что необходимо контролировать, как я уже сказала, - это чтобы протесты не переросли в революцию, потому что украинский сценарий «Майдана» – это уже выход за красную линию. Хотя, такой сценарий в Армении очень маловероятен.
При этом армянский оппозиционер и лидер уличных протестов Никол Пашинян, который в настоящее время является единственным кандидатом на пост нового главы правительства, не раз говорил, что для него важно сохранение положительных отношений с Москвой. По мнению Лукаша Ясины, это не должно вызывать подозрений, что Пашинян – это человек Кремля.
Лукаш Ясина: Он просто не является антимосковским. И вообще на армянской политической сцене в настоящее время нет таких людей, которые были бы откровенно вражески настроены против России. Такие люди в результате очень твердой политики сначала президента Роберта Кочаряна, а позже его преемника президента Сержа Саргсяна были вытеснены с политической сцены. Но нужно сказать, что теперешний президент Армении Армен Саркисян не является каким-то ярым сторонником России. Он просто прекрасно понимает, в какой ситуации находится Армения. Перед этой страной очень печальный выбор – либо Азербайджан, который сильнее и больше, либо Турция, либо Грузия, которая по большому счету слаба… либо Россия. При всем при этом Армения никогда не была настроена против Запада. Например, в этом году было подписано очень важное торговое соглашение с Европейским союзом. Иными словами, если власть в Армении получит политик, который понимает, в какой ситуации находится армянское государство, то России не придется беспокоиться. А что происходит внутри Армении, Кремль не так уж интересует. Россия наверняка не будет строить преграды на пути внутренней демократизации Армении или борьбы с коррупцией при условии, конечно, дальнейшего сотрудничества на внешнеполитическом поле.
Лукаш Ясина считает, что в настоящее время сложно сказать, удастся ли армянскому обществу добиться существенных изменений в системе, потому что даже оппозиционные силы, которые могли бы прийти к власти, ранее в той или иной степени были замешаны в различных политических играх, отмечает эксперт.
Лукаш Ясина: Такой пример нам известен также по Украине. Там после революции у власти оказались либо по-прежнему оставались политики, которым до идеалов «Майдана» было далеко.
Армения, вероятнее всего, и при новой власти продолжит отказываться от более тесного сотрудничества с Европейским союзом. Очевидно, что под влиянием Москвы. Как подчеркивает политолог Агнешка Брыц, это неизбежно в связи с геополитическим положением армянского государства.
Агнешка Брыц: Геополитические факторы возвращают все мечты армян о Западе с небес на землю. Армяне оказались в тисках между своими главными врагами, то есть Турцией, с которой идет вечный спор о геноциде армян, и Азербайджаном, с которым идет борьба за Нагорный Карабах. Таким образом, любые более сильные протесты, массовые, революционные действия и дестабилизация внутри страны могут ослабить Армению и позволить другому государству этим воспользоваться.
PR24/es