Музей истории польских евреев POLIN в Варшаве, в который мы сегодня вас приглашаем – один из самых современных и самых посещаемых музейных объектов в Польше. Построенный по инициативе Общества «Еврейский исторический институт» музей находится в варшавском районе Муранув, напротив памятника Героям Варшавского Гетто. В прошлом году Музей истории польских евреев POLIN удостоился премии Europa Nostra за выдающиеся достижения в области защиты, исследования и продвижения культурного наследия. Автором проекта является финский архитектор Райнер Махламаки, который уникальным образом соединил аскетическую статику здания в форме неотесанной каменной глыбы и необычайную динамику внутренних помещений.
Я посетила Музей истории польских евреев POLIN в «Европейскую ночь музеев» и встретилась с куратором выставок Тамарой Штыма-Кнасецкой.
- Постоянная экспозиция музея занимает огромную площадь - 4 тысячи квадратных метров и состоит из нескольких галерей. А по какому принципу она создана?
Тамара Штыма-Кнасецкая: Постоянная выставка Музея POLIN показывает 1000 лет истории евреев на польских землях. Это повествовательная выставка, которая прежде всего, должна рассказывать посетителям эту историю так, чтобы они восприняли ее эмоционально. Мы хотели, чтобы выставка стала путешествием вглубь веков, по разным историческим пейзажам, чтобы зрители могли почувствовать себя героями этого повествования. Поэтому так важны индивидуальные судьбы людей, населенных пунктов. Мы показываем судьбы как выдающихся личностей, так и обычных людей, воспоминания и дневники которых сохранились. На выставке кроме подлинных объектов используются мультимедийные материалы, репродукции, интересные декорационные приемы, чтобы экспозиция была убедительной, а музей стал своего рода театром истории.
Часть экспозиции Музея POLIN.
Фото: radiopolsha/И. Завиша
- А если говорить о происхождении подлинных объектов?
Тамара Штыма-Кнасецкая: Частично – из наших собраний. Музей с первых дней своего создания инициировал программу сбора памятных вещей. При этом формирование коллекции продолжается, это уже не только памятные вещи, но и произведения искусства и другие предметы, часть из которых арендованы нами из других учреждений. Другое дело, что документов об истории польских евреев, особенно самой древней, 1000-летней давности, как и истории до трагедии Холокоста сохранилось очень мало. Большинства вещей, связанных с этой историей, сегодня просто уже не существует. Поэтому мы привлекли на нашу выставку другие выразительные средства: реконструкции, декорации. Для нас, как и вообще для исследований еврейской культуры, чрезвычайно важны написанные тексты. Поэтому входящие на выставку гости видят обилие цитат из подлинных документов и книг, многие из них – на языке оригинала. Это тоже контакт с историей, с прошлым, с чем-то подлинным. Я хотела бы здесь подчеркнуть, что на выставке есть много ценных объектов, в том числе самые старинные книги на иврите и идише, изданные на польских землях в XVI веке. Есть и монеты, отчеканенные в конце XIII века с надписями на иврите. Однако, как я уже сказала, выставка носит характер последовательного повествования. Поэтому объекты можно сравнить с актерами на сцене, рассказывающими об этой истории, по которой путешествует зритель. Это не такая выставка, на которой ходят от экспоната к экспонату. Декорации, мультимедийные и подлинные объекты, особенно связанные с личной историей людей в XIX и ХХ веке, цитаты, дневники – всё это вместе создает целостное представление о большой главе из истории Польши и еврейского народа.
Часть экспозиции Музея POLIN.
Фото: radiopolsha/И. Завиша
- Поскольку «Ночь музеев» - событие особенное, сотрудники Музея POLIN пустили нас в святая святых – запасники и хранилища. Там хранятся документы, а также предметы быта и религиозного культа. О ценных экспонатах, которые хранятся в специальных помещениях Музея POLIN нам рассказала хранитель собраний Александра Пшездецкая-Куялович. При этом пани Александра призналась:
Александра Пшездецкая-Куялович: Вопрос о том, что является ценным в контексте наших собраний – это вопрос очень трудный. Поскольку экспонаты часто не имеют материальной ценности как таковой, а имеют ценность историческую и эмоциональную. Поэтому фрагмент письма, написанного кем-то в гетто небольшого городка для нас поистине бесценен. Он рассказывает о судьбе конкретных людей в обозначенном месте, а при этом является частью большой истории. Но материально это всего лишь кусок бумаги плохого качества, который, если мы о нем не позаботимся, распадется. Можно сказать, что именно такие вещи самые ценные. Серебро или предметы культа, изящно декорированные, от известных производителей, например, ханукия (ханукальный светильник) из фабрики Норблина, тоже очень ценны. Но их ценность уже совершенно иная. Недавно мы получили серебрянный «яд» (йад) - на иврите это означает «рука». Это такой инструмент для чтения Торы в синагоге, поскольку по еврейским законам нельзя пальцами касаться букв и пергаментных листов священного писания. Поэтому евреи пользовались так называемы «ядом» - своего рода указкой. «Яд» филигранной работы очень богато украшен, ведь по еврейской традиции все ритуальные предметы, служащие обрядам, свызанным с выполнением еврейских мицв, то есть заповедей, должны быть очень красивыми, чтобы эти мицвы тоже красиво выполнялись.
- Многие экспонаты красноречиво свидетельствуют не только об истории, жизни и быте и трагической судьбе польских евреев периода Холокоста, но также о трудном послевоенном периоде в Польше:
Александра Пшездецкая-Куялович: Мы храним несколько мацев – еврейских надгробных плит, большинство которых сохранилось лишь фрагментарно. В наших собраниях есть мельничные жернова из мацев, поскольку после войны мацевы часто использовались как дешевый строительный материал или просто камень, из которого делали разные вещи. Мацевы забирали с еврейских кладбищ. На жернове, который у нас хранится, видно слово «иша» (на иврите- женщина), так что мы знаем, что мацева была взята с могилы, где была похоронена женщина.
- Стоит добавить, что Музей истории польских евреев POLIN – это также большой культурно-образовательный центр с прекрасно оборудованными конфренционными залами и большим концертным залом с великолепной акустикой. В Музее организуются временные выставки, концерты, научные мероприятия и мастер классы.
Часть экспозиции Музея POLIN (макет синагоги).
Фото: radiopolsha/И. Завиша
Автор передачи: Ирина Завиша