На этот раз коснемся немаловажной темы о том, какие права в трудовой сфере имеет человек, который вот-вот достигнет пенсионного возраста? О том, когда работник предпенсионного возраста может чувствовать себя в безопасности и не волноваться, что его могут уволить, рассказала адвокат Элиза Куна, которая отметила, что закон на эту тему действует как для государственных, так и для частных фирм.
Элиза Куна: Общим правилом, согласно Трудовому кодексу, предусматривается, что за четыре года до предполагаемого выхода штатного работника на пенсию начинается особый период, называемый «охраняемым», когда человека нельзя уволить. Однако, это работает при одном условии, когда работник проработал достаточное для выхода на пенсию количество лет. Напомню, что пенсионный возраст в Польше в настоящее время для мужчин составляет 65 лет, для женщин – 60 лет. Еще год назад были другие границы пенсионного возраста: 65 лет для женщин и 67 лет для мужчин. Новая власть отказалась от этой модели. Что касается необходимого для выхода на пенсию количества отработанных лет, то их детально регулируют постановления Фонда социального страхования, однако, минимальный стаж для каких-либо пенсионных прав – 20 лет.
Тем не менее, случаются ситуации, когда работник получает уведомление о намерениях расторгнуть трудовой договор буквально за несколько месяцев до начала «охраняемого» периода. Что тогда? Стоит бороться за свои права, любыми способами «дотягивать» до начала «охраняемого» периода или работодатель все равно прав? Адвокат Элиза Куна отвечает:
Элиза Куна: Общепринято - хотя трудовое законодательство досконально этого не регулирует, но, как правило, так постановляет Верховный суд - что даже если расторжение договора после соблюдения срока предупреждения с момента вручения уведомления приходится на четырехлетний предпенсионный «охраняемый» период, то, к сожалению, оно имеет юридическую силу. То есть, человека имеют право уволить. Хотя, признаю, что постановления Верховного суда по таким делам бывали разными. В связи с чем я могу сказать, что поле для дискуссии есть, всегда можно попытаться побороться за свои права и подать жалобу в суд. Однако, для этого следовало бы детально изучить фактическое положение дел. Тем не менее, в большинстве случаев, если работодатель вручил уведомление об увольнении до наступления «охраняемого» периода, работника уволят.
Среди действий, которые могут быть предприняты в ситуации, когда до «охраняемого» периода остается всего ничего, а работодатель целенаправленно увольняет человека, многие называют уход на больничный. Настолько длинный, чтобы «продержаться» до момента, когда фирма уже не сможет уволить. Такое возможно, если еще до получения официального уведомления работник оформит больничный лист. Наша собеседница весьма дипломатично прокомментировала такие ухищрения со стороны работников:
Элиза Куна: Правила адвокатской этики в каком-то смысле не позволяют мне подтвердить тот факт, что вышеназванные действия допустимы и помогут добиться желаемого результата, то есть избежать увольнения. В любом случае, эти действия сомнительны с этической точки зрения. Однако, равно сомнительными с той же точки зрения являются действия работодателя, который увольняет человека за пару месяцев до наступления «охраняемого» периода, потому что всем понятно, что это использование ситуации в своих интересах. Могу сказать лишь одно: если человек находится на больничном, работодатель не может ему вручить уведомление о расторжении договора. Исключением являются лишь крайние случаи, когда фирма обанкротилась либо ее ликвидируют. Поэтому – что тут говорить – уход на больничный является решением вопроса, который достаточно часто практикуют работники, чувствующие, что они могут оказаться в неприятной для них ситуации. Стоит помнить о том, что польский Трудовой кодекс в случае договоров на неопределенный срок не позволяет просто так расторгнуть договор с работником. Хотя, конечно, и на это работодатель может найти управу, ликвидируя рабочее место, а позже создавая на практике такое же, но в бумагах – другое в рамках реорганизации. Конечно, любая ликвидация должна быть аргументирована и обоснована. Если работодатель действительно должен провести реорганизацию из-за ситуации фирмы, часов работы и так далее, то все в порядке. Однако, если ликвидация носит фиктивный характер и в скором времени на том же кресле вместо уволенного сотрудника будет исполнять те же обязанности другой человек, то мы имеем дело с симуляцией ликвидации, ее по факту не было. Такие ситуации становятся предпосылкой для обращения в суд.
Если предположить, что всем удачно удалось доработать сначала до предпенсионного «охраняемого» четырехлетнего периода, а потом и до самой пенсии, то возникает следующий вопрос: что делать тем, кто, несмотря на достижение пенсионного возраста, не хочет уходить на пенсию? Имеет ли право работодатель «насильно» уволить такого работника? Говорит гостья нашей передачи адвокат Элиза Куна.
Элиза Куна: Здесь Верховный суд высказался однозначно: само достижение человеком пенсионного возраста не может быть основанием для того, чтобы уволить работника, трудоустроенного на неопределенный срок. Таким образом, работодатель не может прийти и сказать: «Вам исполнилось 60 (в случае женщины) или 65 лет (в случае мужчины), в связи с чем премного вам благодарны, до свидания, можете идти на пенсию».
С другой стороны, если пенсионеры будут оставаться работать, то куда деться молодым, которым также необходимо выходить на работу после учебы? Элиза Куна считает, что размер трудового рынка в Польше – тема дискуссионная.
Элиза Куна: Показатели безработицы сейчас самые низкие в истории, спектр работ, которые поляки не хотят выполнять, в связи с чем трудоустраивают украинцев и других иностранцев, говорит о том, что работы для молодых людей хватает. Хотя, конечно, не будем исключать, что многое зависит от отрасли и образования. В любом случае, необходимость освобождения места для молодых не является аргументом. Уход на пенсию – это не обязанность, это право. Каждый может этим правом воспользоваться, но также может воспользоваться правом работать после достижения пенсионного возраста. Впрочем, само правительство Польши приветствует ситуации, когда пенсионеры продолжают работать. Конечно, не все работодатели хотят оставлять у себя пенсионеров. Однако, не имея возможности так просто их уволить, проявляют поистине большую креативность в том, чтобы человек сам захотел уволиться. Некоторым удается, некоторым – нет.
Элиза Куна, возвращаясь в завершение к правам работника в «охраняемый» предпенсионный период отметила, что его не могут уволить, аргументируя это ликвидацией рабочего места. В таких случаях работнику обязаны предоставить другую должность.
PR1/es