Во вторник, 26 июня, в Люксембурге состоялось слушание Польши по делу о судебной реформе. Это слушание является следующим шагом в процессе Европейской комиссии против Польши и частью процедуры в рамках действия ст. 7 Договора о ЕС. Во время слушания польскую сторону представлял министр по европейским делам Конрад Шиманьский. Он представил аргументы в пользу судебной реформы, критикуемой Европейской комиссией. В окончании слушания Конрад Шиманьский выразил надежду, что приведенные доводы поспособствуют скорейшему завершению спора между Варшавой и Брюсселем.
Вице-председатель Еврокомиссии Франс Тиммерманс, однако, сомневается в том, что этот спор близок к концу. Он заявил, что от польской стороны требуются дальнейшие шаги. Франс Тиммерманс подчеркнул, что Брюссель открыт к диалогу и ждет новых предложений от Варшавы.
Какова вероятность того, что в Европейском совете проведут голосование о наложении санкций на Польшу, и какими могут быть результаты этого голосования. На эти и другие вопросы в студии Польского радио ответит доктор Себастьян Гаевский из Центра им. Игнация Дашиньского.
Себастьян Гаевский считает, что слушание Польши – это всего лишь следующий этап в процессе Европейской комиссии против Польши о соблюдении верховенства права:
Стоит отметить, что процедура о проверке верховенства права в Польше все это время находится на вступительном этапе. Европейская комиссия инициировала процедуру в начале этого года. Слушание страны-члена ЕС в Совете Европейского союза - это только второй шаг в очень сложном процессе. Слушание может закончиться утверждением, что есть опасность того, что государство-член ЕС нарушает ценности, на которые опирается Евросоюз. Следующим шагом может стать наложение санкций. Сегодня же мы наблюдаем второй из множества этапов, которые могут привести к констатации, что существует угроза нарушения ценностей, на которых основывается содружество. Затем это может привести к наложению санкций. До этого еще очень далеко. Все это время мы находимся на самом вступительном этапе. Однако, не стоит забывать о том, что никогда раньше процедуры в рамках действия ст. 7 Договора о ЕС не были применены ни к одной стране, и тем более никогда не доходило до слушания страны в Совете Европейского союза по общим вопросам. Нужно также понимать, что для дальнейших действий необходимо получить согласие от Европейского парламента. Только тогда возможно проведение голосования в Совете ЕС о наложении санкций.
Эксперт считает, что те изменения, которые уже были внесены правительством Польши в проект судебной реформы, являются важными, хотя и незначительными:
Внесение изменений в закон о Верховном суде, в закон о судах общей юрисдикции было согласовано в ходе диалога между Польшей и Европейской комиссией. Все, как в Польше, так и в Европе могли быть уверенными, что эти изменения согласованы с Европейской комиссией. Я имею в виду, что у многих сложилось впечатление, что Европейская комиссия считает, что этих изменений достаточно для разрешения спора. Стоит обратить внимание на то, что те изменения, которые были внесены в оба закона, не очень значительные, если не сказать косметические. Возможно, сегодня Европейская комиссия ожидает, что Польша внесет дополнительные изменения.
Себастьян Гаевский считает, что голосование о наложении санкций на Польшу невыгодно ни Европейской комиссии, ни Европейскому парламенту:
До голосования необходимо пройти еще множество предшествующих процедур. Я был бы очень удивлен, если бы Европейская комиссия решила бы довести до такой ситуации в Совете Европейского союза, когда все представители стран-членов ЕС должны были бы решать, есть ли в Польше угроза верховенству права, существует ли здесь систематическая угроза. Ведь меньше, чем через год пройдут выборы в Европейский парламент. Политические партии, которые сейчас входят в состав Европейской комиссии, а именно Европейская народная партия и Партия европейских социалистов, не решатся на такой шаг. Ведь это может быть интерпретировано польским обществом как шаг против Польши и поляков. В результате могут возрасти евроскептические настроения в Польше, которые, в свою очередь, могут повлиять на результаты выборов в Европейский парламент. Я имею в виду, что это может стать причиной того, что евроскептики наберут больше голосов, чем прогнозируется на данный момент. Это бы привело к ослаблению Европейской народной партии и Партии европейских социалистов. Чем сильнее евроскептические партии в Польше во время выборов в Европейский парламент, тем слабее партии, которые входят сегодня в состав Европейской комиссии. Поэтому я бы не рассчитывал на то, что Европейская комиссия будет стремиться довести до голосования по вопросу о верховенстве права в Польше.
Себастьян Гаевский считает, что до голосования о наложении санкций на Польшу не дойдет. Однако, если оно все же будет проведено, то его результаты не будут однозначными. Ведь у Польши есть союзники в Совете Европейского союза:
Я имею в виду не только Венгрию, которая выразила свою поддержку Польше. Однако, часть стран Европейского союза могжет решить, что голосование, как и наложение санкций на Польшу, ослабит их взаимоотношения с Варшавой. Не стоит забывать, что Европейская комиссия, которая не идентифицируется ни с одной страной-членом ЕС, инициировала процедуру против Польши. В ситуации с голосованием каждая страна Евросоюза должна будет выразить свое отношение к Польше. Поэтому я не думаю, что дойдет до голосования.
В понедельник, 25 июня, Комитет по вопросам гражданских свобод, юстиции и внутренних дел Европарламента проголосовал за открытие санкционной процедуры против Венгрии из-за нарушения фундаментальных ценностей ЕС. Эксперт отмечает, что это может повлиять на ситуацию Польши:
До этого момента коронным аргументом Польши было то, что процедура в рамках действия ст. 7 Договора о ЕС не была применена в отношении Венгрии. Несмотря на то что в Венгрии вмешательство в функционирование судебной системы были более значительными, чем в Польше. В Венгрии был ликвидирован Верховный суд, был создан новый орган, который выполнет эти функции, но уже с другим названием и с другой структурой. Поэтому главным аргументом было то, что Венгрия провела более радикальную судебную реформу, в таком случае, почему Польша должна быть наказана в рамках действия ст. 7 Договора о ЕС. Сейчас же этот аргумент может перестать быть актуальным. Стоит помнить, что Венгрия находится в лучшей ситуации, чем Польша. Потому что правящая партия Венгрии является членом Европейской народной партии.
Материал подготовила Дарья Юрьева