Logo Polskiego Radia
Print

Встреча Трампа и Путина не была до конца «нормальной»

PR dla Zagranicy
Eugenia Samodelkina 17.07.2018 16:29
  • spotkanie
Комментарии на тему встречи Путина и Трампа дали политологи Збигнев Левицкий и Яцек Бартосяк.
Foto: EPA/ALEXEI NIKOLSKY / SPUTNIK / KREMLIN POOL

На прошедшей 16 июля встрече президентов США и России в Хельсинки, с одной стороны, не было сказано ничего нового, все сделанные заявления были известны и ранее, а политики остались при своих мнениях. С другой стороны, стоит обратить внимание на атмосферу, в которой проходили переговоры Дональда Трампа и Владимира Путина. Она, как отмечают комментаторы, была весьма дружественной и приятной для обеих сторон. Видно, что обе стороны воспринимают встречу как успех.

Что же это было на самом деле? Комментарии Польскому радио дали политолог из Университета кардинала Стефана Вышиньского профессор Збигнев Левицкий и геостратег Яцек Бартосяк.

По мнению профессора Збигнева Левицкого, трудно дать однозначную оценку и вот почему:

Збигнев Левицкий: Эта встреча не была до конца «нормальной». Прежде всего, потому, что первая ее часть, когда политики вели переговоры «с глазу на глаз», была растянута и заняла почти на час больше, чем планировалось. Кроме того, по традиции, во время таких «тет-а-тет-переговоров» все равно присутствует нейтральный человек, так называемый note taker, который протоколирует встречу, что сказал тот, что ответил этот, и это все идет в архив. На этот раз такого человека не было, иными словами, встреча не была записана. Так в дипломатии обычно не поступают. Дональд Трамп объяснял такое положение дел тем, что он не хочет, чтобы обсуждаемые темы были обнародованы из-за утечки информации, но это очень серьезный отход от всевозможных канонов ведения дипломатических встреч на таком либо на более низких уровнях. Так просто-напросто не делается. Исключением являются лишь ситуации, когда на встрече необходимо передать что-то из ряда вон выходящее, что не может ни под каким предлогом увидеть белый свет. Таким образом, мы можем лишь предполагать, что президенты обменивались действительно очень тайной информацией. Возможно, это касалось обвинения, заочно предъявленного Министерством юстиции США двенадцати бывшим офицерам ГРУ России, в том, что они пытались повлиять на ход американских президентских выборов 2016 года. Но, возможно, это были также другие вопросы. Хотя, заявления, сделанные во время совместной пресс-конференции, не указывали на нечто необычайное. Оба президента говорили то же самое.

Профессор Збигнев Левицкий, тем не менее, обращает внимание на один нюанс.

Збигнев Левицкий: «Хозяином» этой пресс-конференции был Путин. Это заметно хотя бы по тому, как были расставлены трибуны и сколько по времени выступал российский президент. Трамп, по большому счету, лишь «договаривал» за своим визави. С одной стороны, это соответствует дипломатическому протоколу, потому что право говорить дольше имеет тот, кто дольше находится в должности. Но, с другой стороны, Путин сделал на этом акцент, хоть мог этого не делать, а Трамп это принял. В дипломатии такие детали имеют значение. Не было так плохо, как на известной встрече Кеннеди-Хрущев в 1961 году, когда Хрущев доминировал по всем статьям, показав, что Кеннеди буквально «сопляк». В Хельсинки, конечно, Трамп не позволил так с собой поступить, но было отчетливо видно, кто из них двоих говорит важные вещи, а кто лишь обращается к собственному электорату. Этим вторым, безусловно, был Трамп. Путин говорил о мире, а Трамп уже с середины своего выступления перешел к внутриамериканским делам, покинув геополитический уровень.

В свою очередь политолог Яцек Бартосяк считает, что, тем не менее, не внутренняя американская политика стала главной причиной того, что Дональд Трамп так хотел встретиться с российским президентом.

Яцек Бартосяк: Я скажу так: у нас в истории уже был опыт двухсторонних переговоров мировых империй, да и не только двухсторонних, в рамках которых принимались решения о разграничении зон влияния. И если после этой встречи Путина и Трампа мы все задаемся вопросами: была ли речь о Сирии, о Ближнем Востоке, Украине, то это означает лишь то, что империи в настоящее время вновь обсуждают зоны влияния, нарушая мировой порядок, установленный после 1991 года. Мне кажется, что это начало настоящей революции в международном укладе, начало демонтажа. Хочу отметить, что в то время, как Путин и Трамп давали пресс-конференцию, в Пекине проходила встреча глав стран Европейского союза и Китая. И если мы, простые люди, интересуемся тем, что же там было сказано «с глазу на глаз» в Хельсинки, то, поверьте, в Китае у всех давление подскочило до уровня 800/600 от напряжения. Потому что в геополитическом контексте на кону именно Китай.

Отвечая на это высказывание, уже в завершение беседы, профессор Збигнев Левицкий отметил, что поляризация мира начинает происходить также под влиянием других стран, которые добровольно заявляют и даже просят о поддержке ту, а не иную сторону. Профессор привел пример той же Украины и Польши, которые открыто декларируют желание воспользоваться помощью США перед лицом угроз со стороны России.

PR1/es

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты