Согласно опросу Work Service, почти 60% украинцев, работающих в Польше, хотели бы найти работу в Германии, если там изменится миграционная политика. О том, к каким последствиям на польском рынке труда это может привести в студии Польского радио беседовали эксперты Марьян Шолуха из Университета Вистула, Матеуш Валевский из Банка национального хозяйства и Марек Сюдай – обозреватель издания Gazeta Bankowa.
Марьян Шолуха отмечает, что переезд украинских мигрантов из Польши в Германию может негативно повлиять на польский рынок труда, однако, подобный сценарий в настоящее время маловероятен:
«Стоит отметить, что последствия определенно будут. Уже сегодня половина польских предприятий жалуются на не хватку желающих работать. Ранее они жаловались не нехватку квалифицированных работников, сегодня – на их физическую нехватку. С другой стороны, новый рынок труда Польши, которому мы еще не успели привыкнуть, в долгосрочной перспективе должен положительно повлиять на технологический уровень польской экономики, на ее роботизацию, механизацию, в конце концов, на ее эффективность труда. Думаю, что опасения насчет украинцев, которые могут променять Польшу на Германию, преждевременны и преувеличены. И речь даже не в большем расстоянии Германии от их родины, но также в разнице языков и менталитетов. В то же время Польши с ее темпами развития может предложить украинцем весьма неплохие условия труда».
Марьян Шолуха делится своим мнением о том, как стоит организовать трудовую политику Польши, чтобы ликвидировать брешь недостающих работников на рынке труда:
«Признаюсь, мне не до конца понятна политика правительства в контексте дефицита рынка труда. Мне кажется, необходимо установить некую иерархию в привлечении рабочих рук. Нам говорят о специальной программе стоимостью в 3 млрд злотых (около 700 млн евро), в рамках которой в Польшу должны привлекаться работники из Филиппин, Вьетнама, Бангладеш. Сомневаюсь, что детали это программы уже разработаны, но уже слышны заявления политиков правящей власти на эту тему. Мне кажется, в первой очередности, пускай это прозвучит банально, мы должны делать ставку на наших соотечественников, работающих за границей. В особенности, на тех, кто выехал в рамках миграционной волны в 2004 году. У нас есть для этого возможности. Итоги последнего довольно скромного по своим масштабам проекта Министерства образования «Польские возвращения» будет подведет только в сентябре, но уже сейчас известно, что эта программа поможет вернуть в польские вузы и исследовательские центры более ста молодых польских ученых. Вторым направлением должны стать страны близкие Польше, не только в географическом плане, но также в цивилизационном, ментальном, культурном, религиозном, и так далее. И только после этого стоит рассматривать направление Азии».
Матеуш Валевский, в свою очередь, отмечает, что с каждым годом у украинцев все больше причин оставаться в Польше:
«Не все, кто заявляет, что хотел бы уехать, уедут. Большую роль в этом плане играет географическая, культурная и языковая близость Польши и Украины. Очень важным аспектом является наличие некой налаженной миграционной сети, которая заключается в большом количестве иммигрантов из Украины, налаженными миграционными механизмами и сравнительно невысокой стоимости переезда. В Польше уже есть сеть украинцев, они советуют друг другу места для трудоустройства, перевозят сюда свои семьи, приглашают своих знакомых, которые приезжают на все готовое. По той же причине поляки выезжают в Великобританию, потому что там уже есть сеть польских мигрантов. В Германии в настоящее время такая сеть отсутствует, ее только предстоит создать. Да, часть украинцев, возможно, уедет, но в Польше постоянно растет зарплата, и пока многие из них решатся уезжать, зарплаты вырастут на 10-20%».
Обозреватель Марек Сюдай отмечает, что результаты исследований, приведенных в начале программы не обязательно должны соответствовать действительности:
«Стоит отметить, что украинцы довольны польскими зарплатами, а также своими отношениями с коллегами по работе и начальниками. Это очень важно, поэтому я очень осторожно отношусь к подобного рода исследованиям. Возможно, они проводятся с целью форсирования соответствующей политики, чтобы правительство ввело определенные изменения. Стоит также разобраться, почему поляки выезжали именно в Великобританию, а не в Германию, которая ближе и богаче. Возможно, потому, что немцы не очень-то и хотели видеть у себя поляков. Это было очевидно. Не вижу причин, по которым ситуация с украинцами должна выглядеть иначе».
IAR/aj