В начале месяца Грузия отмечала траурную годовщину, прошло 10 лет с момента российской агрессии в этой стране. В свете этого события в Польше вспоминают знаменитую речь президента Леха Качинского, который предупреждал о том, что Кремль не остановится, если мировое сообщество резко не отреагирует на агрессию в отношении Грузии. Следующей станет Украина, затем – страны Балтики, а потом, возможно, и Польша. Печальное пророчество сбывается: в 2014 году Россия оккупировала Крым, а затем развязала военный конфликт в Донбассе. В связи с этим президент Польши Анджей Дуда в эфире Польского радио прокомментировал отношения России и Польши. Также он говорил о состоянии польской армии, сотрудничестве с НАТО и в целом о месте Польши на мировой политической арене.
Анджей Дуда заявил, что Россия является агрессором, и не признавать это в сегодняшней ситуации – легкомыслие:
На данный момент над Восточноцентральной частью Европы и непосредственно над Польшей нависает российская угроза. К примеру, недавно мы отмечали годовщину известного выступления президента Леха Качиньського в Тбилиси в 2008 году. Это была речь в защиту Грузии, на которую напала Россия. Внезапно Россия атаковала и оккупировала территорию этой страны. Тогда президент Лех Качиньський в Тбилиси предупреждал о том, что, если мир решительно не скажет «нет» такому поведению, то это станет поощрением для дальнейших действий. К сожалению, поскольку тогда мировое сообщество твердо не возразило, не изменило кардинально свою политику в отношении России, это привело к агрессии со стороны Кремля в отношении Украины в 2014 году. Говорить сегодня, что Москва не является агрессором – это просто несерьезно. Она им является, такова действительность, Кремль является агрессором. Грузия постоянно ощущает угрозу, Украина находится в состоянии войны, Крым оккупирован Россией, территории Луганской и Донецкой областей - тоже. Сепаратисты – это те же россияне, которых поддерживает Кремль, благодаря которому они и существуют. Разного рода российские провокации: и военные, и гибридные, и кибератаки доказывают, что сегодня это не та страна, о которой можно было бы сказать, что она является безопасной и доброжелательной. Каким может быть наш ответ? Таким, на который мы способны, таким, какой мы в состоянии себе позволить. Польша является членом Североатлантического альянса, мы обеспечили присутствие войск НАТО на нашей территории. Прежде всего, это американские войска. США в рамках присутствия НАТО в Польше координируют этот процесс. Это значительный прогресс в обеспечении безопасности, но нашим заданием является также модернизация польской армии, увеличение ее потенциала, ее обновление. Нам бы очень хотелось иметь такую армию, которая сама могла бы защитить нашу страну. Сегодня сотрудничество и взаимодействие с союзниками играет ключевую роль.
Президент Дуда считает, что для Польши стратегически важно присутствие войск НАТО, прежде всего, американских войск на своей территории:
На данный момент реализован проект противоракетной обороны в Редзиково. Это американская инвестиция, но, конечно, на нашей территории. Это очень важно, потому что это инфраструктурное присутствие США в нашей стране. Президент Лех Качиньський мечтал об этом. Он мне говорил, что, когда американцы будут присутствовать в Польше (речь идет об инфраструктуре) тогда они будут заботиться о своем оборудовании. Из этого вытекает, что они будут заботиться о безопасности Польши. Они никому не позволили бы занять эту территорию.
Анджей Дуда отметил, что состояние и эффективность польской армии улучшились, по сравнению с 2015 годом:
Польша развивается, а также развивается наш военный потенциал. Для меня это чрезвычайно важно. Договор о закупке ракет «Пэтриот» и системы противоракетной обороны «Пэтриот» имеет основополагающее значение для нашей безопасности. Я рад, что это будет реализовано. Правительство относится к вопросу польской безопасности с большим вниманием. Этим объясняются решения, принятые в последние годы: увеличение расходов на оборонное ведомство, а также увеличение бюджета на оборону. Мы хотим, чтобы до 2030 года он составил 2,5% ВВП. Я рад, что нашу деятельность ценят союзники в НАТО, прежде всего, США, как главная страна в Североатлантическом альянсе. Они отмечают, что Польша серьезно относится к вопросу безопасности. Мы не рассчитываем только на наших союзников и их поддержку. Я был под впечатлением от встречи с солдатами Войск территориальной обороны в Подкарпатье, насколько крепка мораль, насколько необыкновенный патриотический дух и готовность собственной грудью защищать страну. Я был под огромным впечатлением от разговоров с этими солдатами. Это убедило меня в том, что создание Войск территориальной обороны было отличной идеей. Они стали необычайно ценной частью польской армии.
Польский президент считает, что ценность Войск территориальной обороны в том, что в него вошли специалисты из различных сфер. Каждый из них готов использовать свои знания для улучшения оборонных возможностей страны:
Благодаря Войскам территориальной обороны в состав Вооруженных сил Польши вошло много специалистов в редких, но при этом чрезвычайно нужных специальностях. Трудоустройство такого человека очень дорогостоящее. Разговаривая, например, с информатиками, которые сегодня служат в Войсках территориальной обороны, и работают в лучших мировых фирмах в Польше, я узнал, что они обслуживают различные устройства, используя при этом свои коммерческие знания. Ежедневно они работают в различных больших международных компаниях, а во время службы они используют эти навыки на благо Польши, для повышения и улучшения нашей безопасности. Я считаю, что это прекрасно, что был использован этот потенциал. Я думаю, что территориальная оборона – это, на самом деле, отличная идея. Я уверен, что нам удастся довести до конца этот проект, этот невероятно важный новый компонент польской армии, увеличивающий ее численность.
Анджей Дуда заявил, что роль Польши на международной арене становится все заметнее, другие страны вынуждены считаться с ней:
Я думаю, что Польша занимает хорошую позицию в регионе, в Европе и в мире. Ее укрепляет хотя бы наше текущее присутствие на международной арене. Давайте не будем забывать о том, что год назад Польша была выбрана в Совет безопасности ООН, конечно, как непостоянный член на два года с 2018 года по 2020 год. Однако, за наше членство проголосовали 199 членов Генеральной ассамблеи ООН. Это беспрецедентный результат голосования. В принципе, все проголосовали за нас, не было ни одного избирателя, который бы воздержался, и ни одного, который бы проголосовал против. Не все принимали участие в голосовании, но все те, кто голосовал, проголосовали за Польшу. Это показывает, как в действительности нас воспринимают на международной арене. Это был для меня момент большого удовлетворения. Конечно же, об этом позаботился тогдашний министр иностранных дел Витольд Ващиковский. Конечно, усилия приложила также посол Польши при ООН Иоанна Вронецкая и тогдашний посол Богуслав Валенты Винид. Однако, и я много работал над этим. Я даже выступал по этому вопросу перед странами Африканского союза в Аддис-Абебе. Я убеждал их в том, что стоит поддержать кандидатуру Польши. Это доказывает, что Варшава является партнером, с которым считаются. В то же время нас часто атакуют. Однако, слабых не атакуют, атакуют сильных. Возможно, то, что нас атакуют в политическом смысле, доказывает, что увеличивается наше значение. Если с кем-то не считаются, то его обходят и двигаются дальше.
PR1/dy