По сообщению Минобороны Российской Федерации, учения «Восток-2018» пройдут на пяти общевойсковых полигонах, четырех полигонах ВВС и войск ПВО, в акваториях Японского, Берингова и Охотского морей. В них примут участие войска Восточного и Центрального военных округов, силы Северного флота, все соединения и воинские части Воздушно-десантных войск, самолеты дальней и военно-транспортной авиации. На одном из этапов в учениях будут задействованы подразделения Китая и Монголии. Приглашение участвовать в российских маневрах получила Турция. В целом, к маневрам «Восток-2018» привлекаются около 300 тыс. военнослужащих, более 1 тыс. самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, до 80 кораблей и судов обеспечения, до 36 тыс. танков и бронетранспортеров.
Гость передачи «Мир как на ладони», эксперт по вопросам международной безопасности Анджей Таляга напоминает, что Россия с 2013 года последовательно наращивает свои военные мощности, модернизирует армию, а также периодически проводит крупномасштабные военные учения, в ходе которых отрабатываются наступательные операции. Потенциальным противником являются страны НАТО, в том числе, Польша:
- Военная доктрина РФ предусматривает, в частности, быструю переброску воздушным путем значительных сил в места концентрации, откуда они могут быть развернуты для осуществления наступательной операции. Это позволяет пробить брешь в обороне противника, прежде чем он успеет полностью мобилизовать свои силы для контрнаступления. Это также позволяет добиться стратегического превосходства в ходе дальнейших военных действий или на переговорах. Именно такие сценарии конфликта с Польшей или балтийскими странами отрабатываются российскими войсками во время таких учений, как «Восток-2018».
Польский эксперт подчеркивает, что за последние годы российская армия заметно совершенствовала свои мобилизационные возможности и боевую подготовку. С 2016 года вооруженные силы РФ имеют возможность провести по меньшей мере одну крупномасштабную операцию с участием 100–150 тыс. военнослужащих:
- Главным фактором, характеризующим современные вооруженные силы Российской Федерации является высокий уровень мобилизационного потенциала и повышенная боеготовность. Это прослеживается на примере нынешних учений «Восток-2018» и всех предыдущих. Боеготовность частей российской армии сегодня намного выше, чем в армиях стран НАТО. Примечательно, что в России несут круглосуточную военную службу, в то время как в натовских армиях – и Польша здесь не является исключением – у военнослужащих есть рабочее время. Если бы, не дай Бог, военные действия начались примерно в 17.30, у нас возникли бы большие проблемы. А кроме того, у России есть возможность оперативно перебрасывать значительные силы туда, где они необходимы, даже на отдаленный театр военных действий. Операция в Сирии продемонстрировала, что российские вооруженные силы способны провести боевую операцию за пределами российской территории. В этом отношении Запад - за исключением американцев – уступает России. Стоит отметить, что в последние годы у России существенно выросло количество систем, предназначенных для поражения противника на больших расстояниях, то есть свыше 300 км, как обычными, так и ядерными боеприпасами. Но, наряду с этим, как вытекает из аналитических докладов натовских экспертов, на вооружении российской армии, авиации флота не хватает систем, которые позволяли бы обнаруживать цели на большом расстоянии и оценивать результаты ударов.
Гость передачи «Мир как на ладони» Анджей Таляга обращает внимание, что в официально военной доктрине РФ основным противником в возможно войне является НАТО:
- Россия в качестве вероятного противника рассматривает НАТО в широком смысле. Кремль надеется, что в случае любого серьезного кризиса в так. наз. ближнем зарубежье, он сможет реагировать с использованием военных средств, тогда как ответ НАТО не последует вовремя – как мы уже упоминали - из-за отставания мобилизационного потенциала, а прежде всего страха перед ядерными ударами. Наряду с этими, Россия стремится в случае военного конфликта создать дипломатическую и военную обстановку, в которой ее противником будет не НАТО в целом, а, допустим, одна-две страны альянса. Такой подход вытекает из доктрины Герасимова, озвученной в 2013 году, которая, между прочим, предусматривает достижение атмосферы постоянного беспокойства и конфликтов во враждебной стране при помощи точечных тактических ядерных ударов, а также инструментов гибридной войны.
Польский эксперт подчеркивает, что в случае крупномасштабных военных учений, таких как «Восток-2018», следует всерьез принимать во внимание возможность возникновения реального ограниченного военного конфликта. Анджей Таляга, однако, не согласен с некоторыми мировыми СМИ, которые пишут, что россияне отрабатывают сценарий III мировой войны:
- Нынешние учения несомненно являются демонстрацией силы. Россия преднамеренно проводит наиболее масштабные учения за последние десятилетия. Более того, маневры «Восток-2018 проходят в период повышенной напряженности между Москвой и Западом. А кроме того, маневры, проводимые совместно с подразделениями из Китая, являются демонстрацией сближения Москвы и Пекина и сигналом для НАТО о том, что Россия не находится в изоляции. Однако, с другой стороны, проводя столь крупные учения прежде всего на востоке страны, Москва намекает, что не собирается нападать на страны НАТО. Тем более, что военное превосходство альянса не подлежит сомнению.
Тем не менее, можно понять опасения Украины, что эти маневры — лишь прикрытие для новой российской агрессии, а также Беларуси, которая видит в них предлог для постоянного размещения на ее территории российского военного контингента, участвующего в учениях.
Автор передачи Анджей Сежповский