В пятницу, 28 сентября в атмосфере повышенных мер безопасности начался двухдневный официальный визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Германию. По такому случаю перед Бранденбургскими воротами был даже поднят турецкий флаг. В рамках визита президента Турции в Германии запланированы переговоры с президентом ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером и канцлером Ангелой Меркель. Также в программе - встречи с представителями турецких организаций в Германии.
Однако, визит турецкого лидера сопровождается акциями протеста против его приезда в ФРГ и его политики в целом. На улицы вышли тысячи манифестантов, главным образом, представители левых политических движений и проживающие в Берлине курды.
В субботу, 29 сентября, Эрдоган посетит Кельн, на западе Германии, где примет участие в церемонии открытия новой мечети. В этом городе также ожидаются протесты. Недовольство протестующих, в частности, вызывают действия режима Эрдогана, направленные против его критиков: журналистов, ученых и других оппозиционеров, которые находятся в турецких тюрьмах. Кроме того, митингующие напомнили о серьезных нарушениях прав человека в сирийском городе Африн. Вооруженные силы Турции и их сторонников обвиняют в мародерстве, арестах, пытках и похищениях мирных жителей в регионе, где некогда преобладало курдское население.
Это первый визит Реджепа Эрдогана с 2014 года. За последние 4 года отношения между двумя странами заметно ухудшились. Так, в 2016 году, после неудавшейся попытки государственного переворота в Стамбуле, 30 граждан Германии были арестованы турецкими властями.
Ситуацию вокруг отношений на линии Анкара-Брюссель, а также о внешней политике Турции Польскому Радио прокомментировал эксперт по делам Турции Кароль Василевский из Польского института международных дел.
Немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung накануне визита президента Турции опубликовало интервью с президентом Турции, в котором политик заявил, что «исламофобия временами становится самым большим препятствием в отношениях между Турцией и Евросоюзом». Действительно ли в ЕС царит исламофобия, которая мешает диалогу Анкары с европейским сообществом? Кароль Василевский:
- Действительно, история отношений Турции с Европейским союзом дает туркам основания говорить, что в переговорах с ЕС, помимо копенгагенских критериев [критериев вступления страны в Европейский союз – ред.], есть еще и дополнительный - культурный критерий. Это, по большому счету, вызвано заявлениями некоторых европейских политиков, в том числе таким «вредителем» как Николя Саркози, потому что ни один европейский политик в такой степени и так нерассудительно не способствовал отторжению Турции от ЕС, утверждая, что эта страна культурно «не подходит» Евросоюзу.
Политолог Кароль Василевский отметил, что обвинения Турции в исламофобии имеют также и второй аспект:
- Это просто инструмент внешней политики Турции и она стремится позиционировать себя как лидера исламского мира, защитника мусульман, среди прочего, защитника мусульман в Европе. Возникает риторический вопрос: где лучше всего использовать такой инструмент, как не в отношении Евросоюза?
В 2017 году в Турции была проведена конституционная реформа, которая привела к смене политического строя Турции, она стала президентской республикой. Сейчас президент в Турции сам назначает вице-президента, представляет бюджет страны, назначает министров, судей, его слово – закон, а вся вертикаль власти выстроена вокруг его фигуры. Однако, Реджеп Тайип Эрдоган начинал свою политическую карьеру как реформатор и убежденный «западник». Кароль Василевский пояснил, можно ли все это расценивать как окончательное отклонение Турции от европейского курса:
- Мы до конца не прислушивались к мнению Турции. Если мы посмотрим на внешнюю политику страны, предположим, с 2003 года – с момента, когда сильнее проявились идеи Турции как сверхдержавы региона (появились же подобные идеи немного раньше). Уже тогда начались дискуссии о том, что Турция «отворачивается» от Запада. Мы не обращали внимание на один компонент такой турецкой риторики в отношении к ЕС: турки утверждали, что могут стать тем элементом, который воплотит в жизнь видение мультикультурной Европы. Но в период с 2008-го по 2010 год, когда идея «мульти-культи» в Европе начала резко отвергаться, турецкие идеи также резко провалились. Это вызвало фрустрацию у турецкой стороны, потому что она считала, что предлагает Евросоюзу взаимовыгодное решение как для Европы, так и для самой Турции, однако, этого не произошло. Именно эта фрустрация привела к тому, что Турция начала «разбрасываться» аргументом исламофобии и другими жесткими действиями в отношении ЕС, которые не способствуют переговорам о присоединении к Европе.
Турция неоднократно заявляла о своем намерении выйти из соглашения с ЕС о мигрантах и «открыть свои границы». Для Европы такой шаг грозит новым тяжелым кризисом - как минимум удвоением волны мигрантов из ближневосточного и североафриканского регионов. И, как следствие, серьезным обострением и без того назревших внутриполитических проблем в самих европейских странах.
Гость Польского Радио Кароль Василевский отметил, что это, действительно, очень весомый аргумент, которым Турция может воспользоваться, однако сегодня для этого – неподходящий момент и президент не будет предпринимать активных действий:
- Если присмотреться к сегодняшним турецким СМИ, то мы обнаружим там, например, утечки информации из кругов, якобы приближенных к верхушке власти. Эти люди утверждают, что да, Реджеп Тайип Эрдоган угрожал открыть границы, но в действительности правительство этого не планировало. Сегодня это может быть манипуляцией, этого требует сегодняшний момент, потому что президенту Эрдогану все же необходима поддержка канцлера Германии Ангелы Меркель и хорошие отношения с Евросоюзом в контексте экономических проблем.
PR1/vv