Logo Polskiego Radia
Print

Культурное пространство: 34-й Варшавский кинофестиваль

PR dla Zagranicy
Irina Zawisza 12.10.2018 17:12
  • Интервью с Адамом Ростковским
Международный Варшавский кинофестиваль входит в число самых престижных кинособытий в мире.
Фрагмент одного из плакатов 34.Варшавского кинофестиваляФрагмент одного из плакатов 34.Варшавского кинофестиваля

Октябрь в польской столице в течение вот уже 34-х лет – это время международного Варшавского кинофестиваля. Это одно из важнейших кинособытий не только в Польше, но и в Европе. 12 октября открылся очередной, соответственно, 34-й выпуск фестиваля. В его программе почти 200 фильмов из более, чем 60 стран. Мы беседуем с селекционером, то есть членом комиссии, выбирающей фильмы для Варшавского кинофестиваля Адамом Ростковским.

- Какова главная специфика общей направленности Варшавского кинофестиваля?

Адам Ростковский: Все всегда подчеркивают, что это праздник кино. И это действительно праздник кино, потому что большинство картин на нашем фестивале празднует свою международную премьеру. Правда, при этом многие фильмы будут показаны один-единственный раз и уже никогда не попадут на польские экраны, отсюда и исключительность Варшавского кинофестиваля. Характерной чертой фестиваля является оригинальность его идей, оригинальность, которая с каждым годом становится всё более заметной, но всегда показывает, как правило, человека в ситуации, в которой он никогда ранее не оказывался. Даже если это жизнь самого обычного рядового человека, то в ней всегда бывают такие ситуации, и фильм должен отразить перемену в герое или перемены в мире. Хотя, я думаю, это одно и то же.

- Думаю, что характерной чертой Варшавского кинофестиваля можно назвать также очень интересный и нестандартный подход к конкурсам. Вот о них, пожалуйста, подробнее...

Адам Ростковский: Когда я был еще молодым зрителем Варшавского кинофестиваля, то обычно выбирал только один конкурс и ходил на все фильмы в его рамках. Но если кто-то хочет увидеть всю панораму, то я рекомендую все пять конкурсов. Первый – международный. Это 15 премьер, в большинстве своем мировых, в этом году один из них польский, фильм, который я бы назвал замечательным возвращением режиссера Марека Котерского. Если кто-то хочет познать кинематографическую ситуацию в мире, то в этом смысле данный конкурс главный. Очередной конкурс называется «1-2», то есть, первый или второй фильм данного режиссера. Как вы понимаете, это в основном дебюты, и этот конкурс иногда прокладывает путь к большим карьерам европейских или азиатских режиссеров, которые потом выплывают на широкие воды других фестивалей. Третий конкурс – «Свободный дух», самый своеобразный, где фильмы могут рассказывать об автомобильной шине, о цветке, о воздухе, об огне, если сделать небольшой экскурс в тематику прошлых лет. Выбор фильмов для этого конкурса очень специфический. И если мы как селекционеры не можем какой-либо фильм классифицировать, то пишем free spirit. Четвертой конкурсной категорией является документальное кино. Это фильмы, представляющие современную жизнь, людей или важные события последних лет. Здесь следует обратит внимание на то, что в предыдущие годы было очень много фильмов о беженцах или касающихся этой проблемы. А в этом году в конкурсе документального кино нет ни одного фильма, непосредственно связанного с темой беженцев. Ну, и наконец, пятый конкурс, который в течение двух лет стал моим самым любимым, и я смотрю все без исключения фильмы этого конкурса. Речь идет о короткометражках – мультфильмах и художественных. Порой это настоящие шедевры, длящиеся всего 2-3 минуты. Причем этот конкурс пользуется самой большой популярностью, на него съезжается больше всего гостей, а в зрительном зале всегда аншлаг. Процесс просмотра короткометражных фильмов похож на прыжки из одного мира в другой, обычно они идут короткими циклами, по несколько фильмов за сеансе. После такого сеанса останется впечатление и тема для обсуждения на целый год!

- Вы сказали, что темы беженцев в этом годув документальных фильмахнет. Какие же темы преобладают?

Адам Ростковский: Хочу обратить внимание, что тема беженцев появлялась фильмах, присланных на конкурс, однако они не были настолько хорошими, чтобы конкурировать с другими фильмами, касающимися темы упорства силы человека, но также музыки, творчества. В одном из фильмов впрямую задается вопрос разным людям: что для тебя означает понятие «быть творческим»? Есть у нас в конкурсе и такое документальные фильмы, которые создавались на протяжении многих лет, в частности – 30 лет, что уже говорит об упорстве самого режиссера. И это очень вдохновляет. Мне кажется, документальное кино и призвано вдохновлять человека, показывать людей, которых захочется узнать поближе.

- Варшавский кинофестиваль входит в список самых престижных кинофестивалей в мире. При этом все участники, гости и зрители подчеркивает его невероятную демократичность.

Адам Ростковский: Да, это так. И спустя столько лет делаешь открытие, что встречи с творцами – режиссерами, актерами – это не только вопросы и ответы на сцене, но потом можно подойти и пообщаться в кафе Kulturalna (там размещается фестивальный клуб – прим. Ред.), даже подружиться, а иногда и совместные проекты рождаются там за чашкой кофе. И это самое ценное – отсутствие большой дистанции между самими участниками и зрителями. У нас нет пресловутой «красной дорожки». Даже если в Варшаву приезжают мировые знаменитости, с ним можно пообщаться, подискутировать, и иногда такие дискуссии длятся дольше, чем сам фильм. Зрители это ценят, и очень привязан к Варшавскому кинофестивалю, знают традиции и придерживаются правил хорошего тона. У нас не входят в зал с попкорном, напитками, нет реклам перед сеансами. Это совершенно иной стиль подачи, но также и восприятия фильмов. Я помню в молодости мы стояли за билетами в очереди, с 5 утра. Сейчас таких очередей уже нет, билеты можно купить в интернете, но что-то было в той атмосфере ожидания в очереди, где родилось много дружб и романов. И даже если мы знали, что фильм будет потом на широком экране, всё равно стояли, потому что восприятие на фестивале иное, чем просто в кинотеатре.

- Хотелось бы еще раз вернуться к документальным фильмам. Могли бы Вы на основании просмотра заявленных фильмов выявить определенные тенденции?

Адам Ростковский: А вот это нелегко. Сегодня я бы сказал, что любовь. А два года назад многие фильмы говорили о семье, ее проблемах и ситуациях, в которой семья выступает как отдельная группа. А в этом году именно отдельные индивидуумы выходят на первый план и представлены в нестандартных ситуациях. Например, есть фильм об уборщице, которая необычным образом завоевывает всеобщее признание и обретает смысл жизни, есть фильм о монахинях, которые выращивают марихуану, чтобы лечить людей. Ситуации в этих фильмах настолько нестандартные, что сначала не верится, что это документальное кино. Есть в программе и французские фильмы о любви, достаточно сложные, даже жесткие, но, как это бывает во французском кино, драматические события могут обернуться хэппи-эндом.

- Директор Варшавского кинофестиваля Стефан Лаудын всегда подчеркивает, что фестиваль носит авторский характер. А каковы главные критерии выбора фильмов для Варшавского кинофестиваля?

Адам Ростковский: Мы как селекционеры смотрим не только на содержание, но и техническое исполнение, на монтаж, и на звук, на роли актеров – на всё вместе. Для нас это как оркестр. Для нас не имеют значения отдельные ноты, это должно прозвучать в целом. И именно это мы видим в уже упомянутом фильме Марека Котерского «7 чувств», премьера которого состоялась на Фестивале польских фильмов в Гдыне, где он получил специальную премию. Те, кто родились до 1980 года отправятся в сентиментальное путешествие: игра в классики, считалки, разные ситуации в школе. В этом фильме играет целая плеяда звезд польского кино. Маститые актеры :Катажина Фигура, Анджей Хыра, Роберт Венцкевич играют... детей. Фильм – настоящее чудо, ведь будучи взрослым актером сыграть ребенка, говорить и вести себя как ребенок – это чистая поэзия!

- Большое спасибо!

Автор передачи: Ирина Завиша

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты