Во Вроцлаве прошла ежегодная международная конференция, посвященная восточной политике Польши. Темой одной из дискуссий встречи авторитетных ученых в столице Нижнесилезского воеводства было будущее политики США в Восточной Европе. «Это только кажется, что то, что происходит где-то далеко, не влияет на нас, на нашу жизнь. На самом деле, наоборот, мир становится все меньше и все между собой взаимосвязано», - сказал Гжегож Слюбовский, глава редакции международной публицистики Польского радио и участник масштабной трехдневной конференции.
Какова сегодня политика Соединенных Штатов и президента США Дональда Трампа в отношении Восточной части Европы? Что происходит и как будут развиваться дальше внешнеполитические отношения на линии США-Европа-Восточная Европа?
Своими мнениями по этим и другим вопросам с Польским Радио поделились Славомир Дембский, глава Польского института международных отношений, Адам Эбенхардт, глава Центра восточноевропейских исследований, профессор Збигнев Левицкий из Университета кардинала Стефана Вышинского и Корнелиуш Охман, глава Фонда польско-немецкого сотрудничества.
Профессор Збигнев Левицкий отметил, что Запад из «сообщества ценностей» превратился в «сообщество интересов»:
- Когда-то Махатму Ганди спросили, что он думает о западной цивилизации, он сказал: «Это была бы отличная идея». Действительно, в течение долгого времени, вплоть до 1980-х годов, мы могли говорить о западной цивилизации как об обществе ценностей, об общем понимании культуры, религии, расы, нации и т. д. Но примерно с конца 1980-х годов вместо сообщества ценностей возникло сообщество интересов, которое по определению является переменчивым. Время от времени мы вспоминаем об общих ценностях, говоря «хорошо бы что-то сделать с Крымом», «стоило бы что-то сделать с Nord Stream II» и т.д. Однако, давайте будем реалистами, изменяющиеся интересы заменили нам ценности.
Также Збигнев Левицкий добавил, что, мнение о том, что Дональд Трамп сыграл ключевую роль в резкой смене курса и формирования современных глобальных тенденций, - ошибочно:
- Это неправда, что Дональд Трамп создал такое мышление, наоборот, это современный мир создал Трампа, Терезу Мэй и Джереми Корбина, это современный мир создал преемника Ангелы Меркель. Америка была первой, но не единственной, кто создал такое мышление. В этом мире, если мы хотим чего-либо добиться от Трампа или хотим его к чему-то склонить, то мы должны принять транзакционную перспективу. Не Трамп ее создал, мир уже таков и есть. Если мы хотим, чтобы Трамп пошел на какой-то шаг, то необходимо ему что-то предложить взамен, в этом смысле я полностью его понимаю. К сожалению, давайте будем реалистами и прагматиками, оставив в стороне сентименты. Давайте забудем о ценностях, как бы не было жаль это слышать.
Хайко Маас, министр иностранных дел Германии сказал, что «кажется, что Атлантический океан становится все шире, а Европейский союз и США плывут в разных направлениях». Принимает ли такую транзакционную политику Германия? Каково отношение Берлина в внешней политике Вашингтона? Мнение Корнелиуша Охмана, главы Фонда польско-немецкого сотрудничества:
- Я считаю, что Германия еще не принимает Дональда Трампа и его политику. Ей все кажется, что она является «островком стабильности» Европы, что процессы, которые происходят в Берлине – лучшие и наиболее правильные. И немецкая политическая элита, и общество еще не приняли этого мира, который существует сегодня. На данный момент, в Германии мы подходим к каким-либо глобальным переменам с большой осторожностью, все еще считая себя «оплотом стабильности».
Американская сторона настаивает на том, что изменения в ведении международных отношениях необходимы, политика Дональда Трампа является подтверждением попыток заново выстроить отношения между странами, с другой стороны, Германия против каких-либо изменений, она выступает как «оазис стабильности». О позиции Польши в такой дилеммной ситуации и европейской политике безопасности Славомир Дембский, глава Польского института международных отношений, сказал следующее:
- Я не вижу в этом дилеммы для Польши, политическая дилемма предполагает ситуацию, когда необходимо сделать тот или иной выбор. Пока, на данный момент, Польша перед таким выбором не стоит.
- Если же речь идет о политике безопасности Европы, то она по-прежнему строится, основываясь на том, что безопасность континента гарантируется присутствием США в Европе. Пока на горизонте не появилось какой-либо иной новой парадигмы, которая могла бы прийти этому на смену. Конечно, президент Франции Эммануэль Макрон заявляет о стратегической автономии Европы, эксперты говорят о том, что Европа должна больше отдавать и уделять больше внимания вопросу безопасности в Европе. Я считаю, что хотя бы на уровне экспертов и публицистов, в Польше нет противников такой идеи. Но пока это лишь идеи, а не реальные политические факты.
Говоря о политике США в Восточной Европе, нельзя не коснуться вопроса отношений Вашингтона и Москвы. Адам Эбенхардт, глава Центра восточноевропейских исследований поделился своим мнением на этот счет:
- Дональд Трамп не является источником беспорядков, его фигура лишь обостряет определенные тенденции, которые и так происходят. А происходят они как в трансатлантических отношениях, так и, например, в отношениях с Китаем. Что касается непредсказуемости, связанной с Дональдом Трампом, то это, наверное, самый неприятный сюрприз, с которым столкнулась Российская Федерация и российские власти. До сих пор Россия была сторонником непредсказуемости во внешней политике, в той степени, в какой она формировалась в Кремле. Это всегда давало России определенное преимущество. Россия способна быстро реагировать, резко принимать решения и т.д. и это всегда было ее сильной стороной, однако, сегодня же это используют американские власти. Возможности долгосрочного и глубокого сближения США и России нет. Россия является для США слишком слабым партнером, чтобы быть с ними наравне. В тоже время, Россия обладает слишком большими амбициями, чтобы согласиться на роль младшего партнера. К тому же Москва никогда не позволит себе разорвать отношения с Пекином. В Кремле считают, что отношения с Западом могут быть разными, чуть лучше или чуть хуже, однако, исходя из того, что могущество Китая растет, России необходимо уделять внимание тому, чтобы избегать напряжения в российско-китайских отношениях.
PR1/vv