Logo Polskiego Radia
Print

Эксперт: Высокая цена и риски не дают Польше покупать нефтяные месторождения

PR dla Zagranicy
Daria Yurieva 09.11.2018 16:11
  • Нефтяные месторождения.mp3
В качестве причин, которые останавливают Польшу от покупок новых месторождений, эксперты назвали высокие цены, большие риски и нехватку компетенций.
Иллюстрационное фотоИллюстрационное фотоpixabay.com/ptra/CC0 Creative Commons

Инвестиции в добычу собственного сырья - это забота об энергетической безопасности страны. Кроме того, газ или нефть из собственных месторождений дешевле и проще продать на рынке. Почему Польше пока так и не удалось стать независимой от поставок сырья из России? Ответ на этот и другие вопросы в студии Польского Радио искали бывший глава нефтяного концерна Lotos Роберт Петрышин, главный экономист PKN Orlen Адам Чижевский и эксперт Марьян Шолуха из Университета Вистула.

Роберт Петрышин считает, что одной из главных причин, почему Польше пока не удалось добиться энергетической независимости, кроется в большом риске, который сопутствует покупке новых нефтяных месторождений:

Grupa Lotos, Польская нефтегазовая компания (PGNiG) или PKN Orlen имеют свои месторождения. Lotos занимает довольно весомую позицию на Северном море и пользуется этим. Притом, что 15 лет назад у Польши не было ничего. Это довольно сложная тема, потому что весь мир следит за добычей нефти или газа. Важно то, что в этом чувствительном к окружающим изменениям секторе нам удается что-то делать. Дело в том, что этот сектор требует самых больших инвестиционных расходов, а скорость возврата инвестиций под большим вопросом. Часто это связано с тем, что менеджеры больших компаний, которые могут себе это позволить, должны принять трудное решение – хватит ли им смелости, готовы ли они понести в дальнейшем последствия за свои бизнес-решения о выдаче большой суммы денег. Нефтеперерабатывающие заводы Grupy Lotos ничуть не хуже, мы не являемся худшими производителями газа или топлива в Польше. Гигантам промышленности мы уступаем только в том, что они могут себе позволить миллиардные инвестиции и получают с этого прибыль. Я хотел бы привести пример: Grupa Lotos инвестировала и продолжает инвестировать, усилила свои позиции в регионе Северного моря; несколько лет назад, к сожалению, концерн претерпел большую неудачу, потому что не была подготовлена платформа, мы понесли гигантские потери в размере 2 млрд злотых (около 466 млн евро). Это было большое потрясение для компании, тогдашнее руководство могло потерять работу. Однако, это не была его вина. Как я уже говорил, это очень чувствительная сфера.

Главный экономист PKN Orlen Адам Чижевский объясняет, что надежные нефтяные месторождения стоят больших денег, а чтобы покупать непроверенные, необходимо быть экспертом в этой сфере:

Богатые нефтяные месторождения очень дороги. Какая разница между стоимостью добычи нефти из данного месторождения и ценой, которую за нее платишь? Если же месторождение развитое, и известно, сколько там есть нефти, то в таком случае покупка такого месторождения очень дорогостоящая. С другой же стороны – намерение подписать концессию на разработку ненадежных месторождений требует значительных компетенций. PKN Orlen пошла этим путем, чтобы вначале получить навыки, а потом думать о больших транзакциях. Наши транзакции в Канаде – фирмы, которые занимаются добычей нефти на протяжении многих лет, помогли нам получить компетенции.

Марьян Шолуха выделил основные причины, почему Польша не покупает нефтяные месторождения:

Во-первых, недостаток капитала даже в больших польских энергетических компаниях. Во-вторых, не все месторождения продаются, потому что это вопрос безопасности, стратегии определенных государств. Концессии, месторождения, участки, на которых потом можно установить оборудование для добычи, не продаются как булочки в магазине. Также есть вопросы политической воли, смелости принятия решений, навыков. Я являюсь сторонником того, чтобы польские государственные компании расширялись. Я выступаю за интенсивную интернационализацию польской экономики в разных формах. Я за то, чтобы мы сотрудничали с заграничными компаниями, открывали свои двери миру. У нас есть вдохновение, возможности, все, что для этого необходимо. Это создаст возможности для улучшения нашей позиции в мировой экономике и на международной политической арене. Давайте посмотрим на последние несколько лет – самые большие заграничные инвестиции крупнейших государственных компаний, к сожалению, почти все завершились гигантскими отчислениями. Было допущено множество ошибок, не хватало навыков. Была такая закономерность – чем дальше инвестиция находилась от Польши, тем большими были отчисления. Потому что Польша, как владелец, теряла проект из поля зрения. Инвестировать, двигаться за пределы государства стоит, но нужно это делать не торопясь, предварительно все обдумав, постепенно получая навыки.

Эксперт Марьян Шолуха из Университета Вистула считает, что у Польши есть три пути достижения энергетической безопасности:

Есть два пути для повышения энергетической безопасности. Хотя, даже три, в случае, если мы говорим не только о нефти и газе, но и об угле. Несколько дней назад во время предвыборной кампании премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил, что уголь должен быть гарантом нашей безопасности.

Адам Чижевский привел несколько вариантов того, как уберечь польскую экономику от колебаний цены на нефть:

Если речь идет о рынке нефти, который является самым развитым глобальным рынком энергетического сырья, то нет проблемы с покупкой нефти. Проблема заключается в цене нефти. Когда нефть дешевеет из-за количества предложений, то маржа нефтепереработки растет. Маржа нефтепереработки – это разница между двумя ценами. Когда нефть дорожает, то маржа нефтепереработки снижается. Во-первых, после 2014 года ситуация немного изменилась. Во-вторых, мы научились диверсифицировать. В-третьих, мы можем удлинять цепочки в противоположную сторону – в сторону продуктов переработки. Таким образом нам удастся выработать иммунитет на изменения цены на нефть.

PR24/dy

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты