Собор Польской автокефальной православной церкви 15 ноября запретил своим священникам вступать в контакты с духовенством Киевского патриархата. Заседание собора прошло под руководством Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы. Собор также призвал глав православных церквей встретиться, «чтобы спокойно решить проблему разделенного православия на украинской земле». Ранее Вселенский Патриархат начал процедуру предоставления автокефалии Украинской православной церкви. Русская православная церковь выступила категорически против этого. В РПЦ считают Украину своей «канонической территорией» и выступают против ее независимости от Москвы. Заявление Польской автокефальной православной церкви и возможные его последствия в студии Польского радио комментировали публицисты Анджей Граевский из издания Gość Niedzielny и Якуб Бернат, телеканал «Белсат».
Анджей Граевский отметил однозначность заявления Польской автокефальной православной церкви:
«Это заявление стоит воспринимать буквально: «Мы не намерены поддерживать связь с духовенством Киевского патриархата и в целом с Украинской автокефальной православной церковью». На практике это также означает, что Польская православная церковь не намерена обслуживать прихожан УПЦ».
Якуб Бернат, в свою очередь отметил, что заявление Польской православной церкви свидетельствует о значительном влиянии на нее со стороны Московского патриархата:
«Все говорит о том, что на территории Польши ведущую роль играет Московский патриархат. Учитывая тот факт, что еще до войны Польская православная церковь также ходатайствовала об автокефалии, она могла быть более сдержанной в своих заявлениях относительно ситуации в Украине».
Анджей Граевский прокомментировал реакцию Украины на призыв Польской православной церкви разорвать контакты с духовенством Киевского патриархата, в частности, слова Архиепископа Евстратия, который посчитал позицию ППЦ неоднозначной и статью влиятельного украинского публициста Виталия Портникова, который напомнил о многолетнем сотрудничестве Митрополита Саввы со спецслужбами ПНР.
«По моему мнению, Архиепископ Евстратий отреагировал на заявление Польской православной церкви как дипломат. Тем не менее, это заявление стоит понимать однозначно. Непризнание двух церквей, с которых Константинополь снял анафему, уже свидетельствует о появившихся разногласиях. В то же время аргументы Портникова можно применить в двустороннем порядке. Если он обвиняет митрополита Саву в агентурном прошлом, то почему не вспомнить еще более агентурное и двузначное прошлое Патриарха Киевского Филарета Денисенко, который был одним из главных агентов КГБ в Советском союзе. Поэтому аргумент Портникова является не лучшей идеей».
***
«Важно другое – Польская автокефальная православная церковь весьма четко поддержала не только главенство Московского патриархата над Украиной, но также – что больше всего беспокоит – некую концепцию «Святой Руси», которую продвигает Патриарх Кирилл. Согласно этой концепции, существует некая постимперская структура, которая пережила распад Советского Союза. Именуемая «Святой Русью», она ссылается на якобы общее крещение в Крыму, где предположительно крестился князь Владимир. По сути, это идеологическое обоснование политических планов Москвы. Именно это во всей этой истории меня беспокоит больше всего».
Якуб Бернат посчитал «странным» заявление Польской православной церкви, учитывая растущее количество украинских прихожан:
«Это весьма странно хотя бы с той точки зрения, что в последнее время прихожанами Польской православной церкви все чаще становятся украинцы. Это уже не та церковь, которую мы знали раньше, когда ее прихожанами были в основном белорусы. Сейчас туда ходит огромное количество украинцев. Непонятно, как теперь быть – ставить кого-то у входа, кто бы спрашивал, какую церковь они признают? Это может создать дополнительные проблемы для Польской православной церкви. Что касается концепции «Святой Руси», если перевести ее на современный идеологический язык РФ, окажется, что это тот же «Русский мир». «Святая Русь» – не просто религиозная доктрина, это политическая идеологи».
Анджей Граевский, в свою очередь, назвал позицию ППЦ проблемой государственного характера:
«То, что происходит, становится проблемой не только церковного, но и государственного масштаба. В Польше проживает более миллиона украинцев. Задачей государства является удовлетворение их разного рода потребностей, включая духовные. Польская католическая церковь очень хорошо себя зарекомендовала, предоставив украинским греко-католикам свои храмы для богослужений. Это свидетельствует о единстве Католической церкви. Подобная модель должна послужить уроком для всех поляков».
***
«Необходимо отметить, что Польская православная церковь играет в российской команде. Причем она играет не только по религиозному принципу, но также по политическому. По сути, Польская православная церковь играет в политической команде Путина».
PR24/aj