Участники протестов блокировали автомагистрали, устраивали демонстрации у автозаправок, пикетировали префектуры и мэрии в знак протеста против повышения цен на топливо в результате введения проэкологического налога. В этом году цены на топливо во Франции увеличились почти на 4 евроцента за литр бензина и 7,5 евроцента за литр дизельного топлива. Подавляющее большинство французов поддерживает протесты. Протестное движение получило название «желтые жилеты» по атрибуту французских водителей — светоотражающей накидке. – Мы имеем дело с эскалацией протестов. Причем речь идет о новых формах выражения общественного недовольства. Введенный французским правительством экологический налог встретился с общественным сопротивлением, отметил гость Польского Радио Ярослав Куиш, главный редактор журнала Kultura Liberalna:
- Речь идет о весьма интересной новой форме протеста, когда граждане объединились в знак несогласия с решением правительства о повышении налога, причем, и это я бы хотел особо отметить, по экологическим соображениям. Однако, парадоксально, несмотря его проэкологический характер этого налога он встретился с критикой большинства французского общества. Стоит обратить внимание, что обычно вопросы экологии поддерживаются общественностью, но на этот раз новый налог спровоцировал протестную волну. Причем характер этого протеста трудно назвать хаотическим. По сравнению с ним даже итальянское «Движение пяти звезд» можно назвать организованным. Насколько стихийный характер носят нынешние протесты во Франции пусть свидетельствуют проблемы с избранием членов делегации на переговоры с властями. В результате, властям не с кем вести переговоры.
К демонстрирующим мирным путем противникам политики правительства и повышения налогов присоединились хулиганы. Они вступают в стычки с полицией, которая в ответ применяет слезоточивый газ и водометы. Дебоширы поджигают мусорные баки и автомобили, забрасывают камнями полицейских, наносят вред памятникам архитектуры. Ярославы Куиш:
«Желтые жилеты» являются после профсоюзов, как будто, очередной жертвой хулиганов, если уж так называть наиболее активных участников уличных беспорядков. Несколько месяцев назад профсоюзы пытались провести в Париже акции протеста против политики президента Макрона, но оказалось, что со всей Европы съехались экстремалы, которые превратили марши протеста в уличные беспорядки.
Президент Франции Эммануэль Макрон, несмотря на свой низкий рейтинг, не намерен отказываться от идеи повышения налога на топливо. По мнению собеседника Польского Радио Ярослава Куиша, французский президент хотел удовлетворить ожидания левых сил:
- Мы имеем дело с экологической повесткой дня. С налогом на топливо связана реализация постулатов левых сил. В этой ситуации президент Макрон, экономическая политика которого встречается с критикой разных политических групп, претворяет в жизнь левую идею, что вдруг вызывает бурный общественный протест. Весьма интересно это явление охарактеризовал Ален Финкелькраут, который сказал, что до сих пор общественное недовольство было направлено против элит, мы обсуждали проблемы иммигрантов и пригородных кварталов. На этот раз на уличные протесты вышли представители низшего среднего класса, жители малых городов, пригородных местностей, которые говорят, что их проблем ы никто не замечает. И вдруг, они блокируют центр столицы государства. Причем, хочу отметить, что этот протест носит стихийный характер.
По мнению Ярослава Куиша, нынешняя протестная волна во Франции отражает новую тенденцию в Европе, которой суть заключается в определенном переустройстве политической сцены. Он напомнил, что протестующие кроме отмены спорного налога требуют ликвидации Сената:
- Европейские правоцентристские и левоцентристские партии в Европе пытаются заново определиться со своими программами. Во Франции ситуация приобретает радикальный характер, так как с приходом Макрона к власти поражение потерпели две главные политические группировки Пятой Республики. Сегодня в Париже «желтые жилеты» протестуют против всех политических партий, включая Национальный фронт. Это явление я считаю опасным сточки зрения гражданина, который хотел бы жить в предсказуемом мире.
PR3/as