В субботу, 8 декабря, ушла из жизни выдающаяся российская правозащитница, руководитель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева. «Бабушка» (как ее все называли) ушла от нас и заменить ее очень сложно», - написал в Facebook оппозиционный российский политик Алексей Навальный. Она была старейшей российской правозащитницей, ей был 91 год.
На церемонию прощания в Центральный дом журналиста в Москве пришли сотни людей, как президент России Владимир Путин, так и оппозиционные политики, такие как Алексей Навальный или Дмитрий Гудков. Каждый из них сожалел и оплакивал смерть этого выдающегося человека.
Во время гражданской панихиды Алексей Навальный отметил, что трудно представить, кто сможет заменить такую знаковую фигуру для правозащитного движения, как Людмила Алексеева: «Правозащитное движение в России осиротело. Я с трудом представляю, кто может ее заменить».
Всю свою жизнь она посвятила правозащитной деятельности. В 1976 году она стала одним из учредителей Московской Хельсинкской группы в СССР. О том, как начинала свою деятельность эта правозащитная организация вспоминает член этой организации Валерий Борщёв: «Инициаторами создания Московской Хельсинской группы были Юрий Орлов и Людмила Алексеева. Они вдвоем ее создавали. Московская Хельсинская группа опиралась на международный документ – Хельсинские соглашения. Ее работа была достаточно эффективной. Власть не стала этого терпеть, вскоре после ее создания большинство членов Московской Хельсинской группы было арестовано, а Людмилу Михайловну вынудили покинуть Советский союз и уехать в США».
Находясь в эмиграции правозащитница не прекратила свою деятельность и продолжила отстаивать права человека в СССР, находясь в Америке, отмечает Валерий Борщёв: «Она, будучи в Америке, работала на радиостанции «Свобода». Подготовила замечательный труд «История инакомыслия в СССР. Новейший период». Это история правозащитного движения, это очень серьезная работа. На сегодняшний день она является самой основательной».
В 1993 году она вернулась вместе с мужем в Россию. «Когда она вернулась, то стала председателем Московской Хельсинской группы. Правозащитная организация возродилась раньше, в 1989 году. Людмила Алексеева вдохнула в нее новую жизнь. После ее возращения Хельсинская группа заявила себя достаточно авторитетной правозащитной организацией, выпускала очень многие серьезные документы по защите прав человека».
Сама же правозащитница была счастлива вернуться на Родину, об этом она говорила в интервью Польскому Радио: «Я уверена, что мне в высшей степени повезло, что на моем веку рухнул Советский Союз. Ведь благодаря этому я смогла вернуться из Америки на Родину. Какая она ни есть, она Родина. Я хочу жить здесь. А ведь когда мы уезжали в иммиграцию, мы уезжали навсегда».
После распада СССР Людмила Алексеева продолжила свою правозащитную деятельность уже в современной Россией. С 2002 года она являлась членом Комиссии по правам человека при президенте России. После преобразования Комиссии в Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте России, вошла в состав обновленного Совета. Ей часто приходилось общаться с чиновниками и представителями власти. О ее отношениях с современной властью вспоминает ее коллега Валерий Борщёв: «Людмилу Михайловну слушали. Она, действительно, умела разговаривать с властью, она умела взаимодействовать с властью. На этот счет были споры: можно ли взаимодействовать с властью? какие границы взаимодействия? Но у нее получалось. Она вела диалог, не уступая ни на йоту своих позиций. Я был свидетелем, когда она, после приема жалобщиков, звонила в Администрацию президента и говорила очень твердым, крепким, требовательным тоном, настаивая на помощи жалующимся. Эффект был достаточно серьезный».
Людмила Алексеева была посмертно награждена Орденом заслуг перед Республикой Польша. Она активно боролась за полное раскрытие правды о сталинских преступлениях, в том числе совершенных против польского народа.
«Польша для российских диссидентов всегда была особой страной. Поляки, конечно же, были нашими ближайшими соратниками. Мы всегда с ними сотрудничали, всегда разрабатывали общую программу. Момент, когда появилась «Солидарность», был уникальным. В нашей стране переживали и сочувствовали полякам, и желали победы. Людмила Михайловна всегда относилась к Польшей с особой симпатией и с особой надеждой, как к стране, которая глубоко связана с нами исторически. Несмотря на то, что у России и Польши были сложные взаимоотношения, но путь правозащитников был общим».
Вот что сама Людмила Алексеева говорила в интервью Польскому Радио в январе 2017 года: «Я русская, я не полька, но поверьте мне, я также страдаю, как полька. Я считаю, что нам нет прощения».
Польская делегация, в частности, глава канцелярии премьер-министра Михал Дворчик и посол Польши в России Владимир Марциняк присутствовали на церемонии прощания с правозащитницей в Москве.
«Она была знаковой фигурой, символом борьбы за права человека в СССР. Она хотела донести всю правду как о катах, так и о жертвах. Она вдохновила многих молодых людей, которые и сегодня борются за права человека в Российской Федерации», - сказал Михал Дворчик.
Вот что о ней говорили обычные москвичи, пришедшие на гражданскую панихиду: «Как человека, я ее, конечно, не знал лично, но ее правозащитная деятельность – это наследие для очень многих поколений наших граждан».
«Она была замечательным человеком, что еще можно сказать. Она была трудолюбивой, стойкой. Я помолюсь за упокой ее души, потому что я верующий человек», - сказала одна из присутствующих на церемонии прощания в Центральном доме журналиста в Москве.
«Правда и справедливость – за это она боролась. Уважать человека везде, всегда, какое бы государство, какие бы лидеры не были у власти», - добавил москвич, пришедший проститься с Людмилой Алексеевой.
Своими воспоминаниями о том, каким человеком была Людмила Михайловна, поделился Валерий Борщёв: «Она была очень доброжелательным, очень радушным человеком, отзывчивым на чужую боль, на чужую беду. Она всегда оказывала помощь, когда к ней приходили, ей сообщали о каких-то бедах. Она не могла мириться с произволом, будучи доброжелательным человеком. Умея разговаривать с властью, тем не менее она была непреклонной в отношении произвола, нарушения прав человека. За это ее уважали и правозащитники, и представители власти. Она была гармоничным человеком. Это легенда правозащитного движения. Это целая эпоха. К сожалению, эпоха ушла».
Материал подготовила Дарья Юрьева