В понедельник, 17 декабря, Москва сообщила о создании новых казарм на Южных Курилах, которые являются предметом территориального спора России и Японии. Два аналогичных общежития для военнослужащих уже были построены и сданы в 2017 году. В 2019-м планируется построить еще два-три на острове Итуруп и одно на Кунашире.
Токио выразило протест в связи со строительством казарм, пишет газета «Майнити симбун» со ссылкой на главного секретаря кабинета министров Японии Ёсихидэ Сугу. По его словам, заявление было сделано во вторник, 18 декабря, по дипломатическим каналам в Москве.
СССР, присоединившись в 1945 году к войне с Японией, занял всю территорию Курил. В 1947-49 годах японское население четырех южных островов этого архипелага - Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикота́н, насчитывающее до войны 17 тыс. человек, было выселено. По итогам окончания Второй мировой войны между Москвой и Токио не был заключен мирный договор. Основным препятствием для его подписания стал нерешенный территориальный спор вокруг южной части Курил. Информационное агентство Киодо Цусин напоминает, что в 1956 года Япония и Советский Союз подписали совместную декларацию, целью которой было восстановление дипломатических отношений. Согласно этой декларации, Москва согласилась вернуть Японии два из четырех спорных островов - Шикотан и Хабомаи - после подписания мирного договора. Однако Токио настаивает на том, что Россия должна вернуть все спорные острова.
Новые вехи в российско-японком территориальном конфликте в эфире Польского Радио комментировали эксперты Кшиштоф Винклер из Варшавского университета и Ярослав Гузы из Польского агентства печати (PAP).
Ярослав Гузы объяснил, почему Курильские острова так важны для России:
На данный момент в России появляются мнения, согласно которым эти острова нельзя отдать Японии, потому что они имеют стратегическое значение для безопасности страны. Если бы Москва отдала эти территории, то, к примеру, японцы могли бы разместить на островах оружие или же попросить об этом американцев. Так звучит официальная версия. На самом же деле, Курилы навсегда останутся российскими, потому что я не могу вспомнить какую-либо другую ситуацию, кроме Афганистана, когда россияне добровольно покинули оккупированные территории.
Кшиштоф Винклер привел другие аргументы, которые подтверждают тот факт, что Россия не намерена возвращать Японии даже часть Курильских островов:
Если посмотреть на карту, то Курильские острова являются вратами для российских портов в Тихом океане. Принимая во внимание то, что на данный момент во всем мире ощущаются последствия противостояния сверхдержав, трудно представить, чтобы россияне вдруг отдали даже часть островов японцам. Осознавая масштаб связи и сферы американско-японского сотрудничества, получив обратно Курильские острова, Япония бы заблокировала доступ Военно-морскому флоту Российской Федерации к Тихому океану.
Кшиштоф Винклер описал действия японского правительства в данной ситуации:
На этом фоне прослеживается реакция японского правительства, которое уже долгое время укрепляет свою армию, трансформирует Силы самообороны в полномасштабные военные силы. Все указывает на то, что Япония – империя, которая после Второй мировой войны была вынуждена отказаться от создания вооруженных сил и от войн как средства решения международных споров, решила вернуться в игру в Тихом океане. Кроме того, сегодняшняя администрация Белого дома в рамках создания союза и усиления американской позиции пытается склонить к сотрудничеству своих союзников. Она пытается убедить их выделять больше средств на вооружение и брать на себя часть ответственности. В связи с этим укрепляются Силы самообороны Японии, Вооруженные силы Республики Корея.
Ярослав Гуза считает, что Япония решила отступить от своей пацифистской позиции и начать укреплять Силы самообороны из-за растущей угрозы со стороны Китая:
Я бы не сказал, что у Японии есть на этот счет амбиции. Не только нынешняя американская администрация, но и предыдущие администрации призывали японцев взять на себя больше ответственности.
Если речь идет об американских военных операциях, к примеру, в Ираке, то участие японцев было символическим. Они не хотели отступать от своей пацифистской позиции. Однако, мне кажется, что они поняли, что ситуация изменилась. Главным фактором стал Пекин. Россия на некоторое время перестала быть угрожающим фактором. Однако Китай, который из экономической превратился в политическую и военную державу, - это настоящий вызов для Японии. В результате японцы изменили свою позицию. Они решили стать региональной державой-союзником США – глобальной сверхдержавы. На данный момент то, что было двусторонним договором перерастает в элемент мировой архитектуры на Дальнем Востоке. На самом деле, это попытка остановить Китай.
Кшиштоф Винклер отметил, что не только Токио опасается растущей угрозы со стороны Китая:
Прежде всего, это подготовка к ситуации, в которой американцы будут вовлечены в военную операцию на Ближнем Востоке или в Европе, а японцы должны были бы самостоятельно отстаивать свои интересы. Они готовятся к такому варианту развития событий.
Южная Корея, Вьетнам, Филиппины, Сингапур – все эти страны, во-первых, покупают американскую военную технику, а во-вторых, разрешают использовать инфраструктурные объекты армии США. Очевидно, это вызвано активизацией Китая. Одновременно с экономическим ростом китайцы инвестируют в свою армию, развивают современные технологии.
Ярослав Гузы прокомментировал растущее напряжение в отношениях России, Китая и США:
Россия хочет стать глобальной сверхдержавой, которая могла бы противостоять США. Тоже делает и Китай, только скрыто. Это очень интересный треугольник, потому что на данный момент отношения между Китаем и Россией не безоблачные. Со стратегической точки зрения, Китай, прежде всего, является угрозой для России. Китайцы заселяют Сибирь - это уже факт. Президент России Владимир Путин делает все, чтобы удержать Дальний Восток. Недавно в одной из областей этого региона проходили выборы. Владивосток официально стал столицей Дальнего Востока России. Заметно, что за последние два десятилетия интерес центральной власти к этому региону вырос.
Второе поле китайско-российского противостояния – это Средняя Азия. Конфликт интересов очевиден, но одновременно с этим ощущается взаимное притяжение двух пост-тоталитарных режимов, потому что для них Запад – это символический и реальный враг. Особенно, принимая во внимание, что в последнее время Запад проявил некую слабость.
PR24/dy