Logo Polskiego Radia
Print

Культурное пространство: РOLIN Music Festival «История между звуками»

PR dla Zagranicy
Irina Zawisza 15.02.2019 14:00
  • Интревью с Каэтаном Прохырой.
В Музее истории польских евреев РOLIN в Варшаве организован музыкальный фестиваль под девизом «История между звуками».
Плакат музыкального фестиваля «История между звуками» в Музее истории польских евреев POLIN в Варшаве.Плакат музыкального фестиваля «История между звуками» в Музее истории польских евреев POLIN в Варшаве.Источник: материалы для прессы

После успеха в прошлом году первого выпуска музыкального фестиваля в Музее истории польских евреев POLIN (POLIN Music Festival) под названием «Roots’n’Fruits», пришел черед следующего фестиваля под девизом «История между звуками». С 15 до 17 февраля на сцене Музея POLIN выступят замечательные артисты, в числе которых американский коллектив струнных инструментов JACK Quartet, выдающиеся скрипачи Майкл (Михаэль) Гуттман и Линус Рот, виолончелистка Джинг Джао и один из лучших польских оркестров Sinfonia Varsovia под управлением Мажены Диакун.

В канун фестиваля я побеседовала с координатором музыкальной сцены Музея POLIN Каэтаном Прохырой (Kajetan Prochyra).

Kajetan
Каэтан Прохыра
Фото: M. Starowieyska / POLIN Museum/Источник: culture.pl/Facebook POLIN Museum

- Это уже второй музыкальный фестиваль, организованный Музеем истории польских евреев POLIN. А с чем связано рождение такой инициативы?

Каэтан Прохыра: Рождение замысла связано с тем, что Майкл (Михаэль) Гуттман - бельгийский скрипач с польско-еврейскими корнями услышал о нашем Музее. Майкл - необыкновенная личность и умеет делать необыкновенные жесты. Потому что еще до того, как я с ним познакомился, подаренный им рояль уже приехал в Музей. Так что нам буквально с неба упал прекрасный Steinway, который стал нашей собственностью, и на котором исполняются концерты. И только после рояля приехал Майкл собственной персоной и выразил желание, чтобы этот дар для Музея стал предлогом для осуществления миссии, которую сам Майкл осуществляет на протяжении многих лет. А именно - представление израильской музыки. Дело в том, что в мире серьезной, классической музыки израильская музыка находится где-то на краю. Потому что, если говорить о еврейской музыке, то чаще всего разные страны обращаются к местным композиторам еврейского происхождения - американским в Америке, польским в Польше и так далее. При этом израильская музыка пока не обрела должного места, скажем, в северном и западном мире. Я тогда сказал Майклу, что наш Музей посвящен истории именно польских евреев, и не является израильским центром культуры, поэтому точку соприкосновения надо установить гдt-то посредине. Это оказалось проще, чем могло показаться, и в 2018 году результатом наших переговоров стал фестиваль «Roots'n'Fruits». Мы дали ему англоязычное название, потому что оно звучит как «rock 'n' roll» или «Guns N' Roses». Но речь шла о поиске общих корней польской музыки и израильской, а фактически, польских корней в музыкальной жизни Израиля, а также плодов, которые приносят встречи современных музыкантов и композиторов, размышляющих над еврейской традиций и культурой, над своим собственным происхождением, историей места,откуда они родом. И еще до начала первого фtстиваля, в момент составления программы, мы поняли, что эта тема на многие годы. В общем, таков генезис POLIN Music Festival.

Майкл
Майкл (Михаэль) Гуттман
Фото: M. Starowieyska / Источник: материалы для прессы POLIN Museum

- А что касается идеи или лейтмотива POLIN Music Festival 2019?

Каэтан Прохыра: Идея выпуска фестиваля этого года «История между звуками» родилась из встреч с разными еврейскими артистами, которые выступают в нашеv Музее и которые часто имеют польские корни. Я осознал, что основным и новым для меня различием в польском и еврейском опыте является то, что почти каждый поляк может очень легко ответить на вопрос, откуда он родом. То есть, его корни врастают в место, которое можно точно определить. При этом в случае еврейских артистов бывает иначе. То есть, их место рождения, воспитания, проживания и происхождения - это зачастую разные адреса, порой находящиеcz друг от друга на расстоянии тысяч километров. И ответ на вопрос: откуда ты родом, не так однозначна. Bменно это мы видим в случае героя фестиваля этого года - композитора Мечислава Вайнбурга, который был не совсем польским, не совсем советским и не совсем еврейским композиторjv. Вайнберг почти всю свою творческую жизнь прожил в Москве, но в преклонные годы подчеркивал, что он поляк и ставил cвою подпись по-польски. Варшава, Молдавия, Белосток, Минск, Ташкент и Москва создают его личную карту жизненного пути, которая для еврейского опыта весьма символична.

Оркестр
Оркестр Sinfonia Varsovia

Фото: Mirek Pietruszynski/материалы для прессы

- Почему музыке отведено такое важное место в направлениях деятельности Музея POLIN?

Каэтан Прохыра: Музыка в Музее истории польских евреев выполняет особую роль. Мы не только хотим дарить прекрасные эстетические впечатления, хотя это очень важно. Но музыка здесь всегда присутствует в контексте, хотя бы по причине места, в котором мы находимся. Музей POLIN расположен рядом с памятником Героем варшавского гетто, в сердце довоенного многокультурного, пульсировавшего жизнью района Варшавы, который во время войны был превращен в еврейское гетто. По реакции публики я наблюдаю, что концерты в нашем Музее являются чем-то иным, чем концерты в филармонии или в другом концертном зале. Тем более, что музыка, которую мы предлагаем нашим гостям - особенная. Она является предлогом, чтобы рассказать о людях, которые ее создали - композиторах, исполнителях, но также о тех, кто ее слушал, чтобы создать своего рода мост. То, что мы всегда подчеркиваем, организуя акцию «Нарциссы» в годовщину восстания в варшавском гетто, что нас объединяет память. Это девиз всего нашего Музея. И поэтому наш фестиваль - это именно история между звуками, где мы рассказываем истории, с одной стороны, Мечислава Вайнберга, с другой - авторов еврейского танго. А третья сторона, которая для меня очень важна, размышления о том, что с этой историей и с этой памятью сделать. Поэтому мы приглашаем молодых артистов.

JACK
JACK Quartet

Фото: CR_Beowulf Sheehan/Источник: материалы для прессы POLIN Museum

- Если можно, чуть подробнее о том, какое отражение получил этот девиз в программе фестиваля «История между звуками»?

Каэтан Прохыра: В этом году на фестивале будут три премьеры - Вторая симфония «Polin» Студридиванта Адамса (американского композитора, лауреата прошлогоднего конкурса молодых композиторов в Великобритании - прим. Ред.). Это первое исполнение произведения, вдохновленного нашей постоянной экспозиций. Во время этого концерта прозвучит также произведение «Дом находится где-то в другом месте» очень молодого автора Матеуша Сьмигасевича, написанное специально по заказу нашего фестиваля. Второй день фестиваля - это, можно сказать, двойная премьера. Камерная опера или музыкальная поэма в постановке Натальи Бабиньской под названием «Вайнберг. Эпитафия», предлогом для которой стали два цикла песен Мечислава Вайнберга «Профиль» и «Триптих», которые ранее не исполнялись в Польше. Так что мы обращаемся к традиции, к истории и к выдающимся произведениям еврейских авторов, но при этом приглашаем современных молодых творцов из Польши и мира, чтобы они свои собственным голосом рассказали эту историю.

- Большое спасибо!

Автор передачи: Ирина Завиша

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты