2019-й в Польше отмечается как Год композитора Станислава Монюшко. Это связано с 200-летием со дня рождения выдающегося деятеля культуры, которое будет праздноваться 5 мая.
В связи с приближающейся годовщиной о мероприятиях Года Монюшко и значении личности композитора продолжает рассказывать Вальдемар Домбровский.
В 2002-2005 годах Вальдемар Домбровский являлся министром культуры Польши. В 2004 году он инициировал госпрограмму «Шопен 2010», в рамках которой возникли новые музейные площадки, помещения, связанные с жизнью и творчеством композитора в Варшаве, Желязовой Воле, Брохове. Неслучайно Вальдемар Домбровский являлся главой Комитета по празднованию Года Шопена, отмечавшегося в 2010 году.
Также неслучайно Вальдемар Домбровский был назначен уполномоченным по организации празднования в 2019-м Года Станислава Монюшко.
С 1998 года с перерывом и с 2008 года постоянно Вальдемар Домбровский возглавляет Большой театр — Национальную оперу. Здесь мы и встретились, чтобы поговорить о Станиславе Монюшко и провозглашенном в его честь годе. Кстати, провозглашенном не только Польшей, но и ЮНЕСКО и городом Вильнюсом — столицей Литвы, где многие годы жил и творил композитор. Отмечать годовщину будут и в Беларуси — на родине композитора.
Год Монюшко — событие поистине международное. Чего от него ждать в Польше? Рассказывает Вальдемар Домбровский:
5 января 2019 г. Вальдемар Домбровский на церемонии открытия мемориальной доски в честь Станислава Монюшко на центральном железнодорожном вокзале Варшавы Фото: Donat Brykczyński
Главное событие Года Монюшко намечено на 5 мая — день рождения композитора. В этот день во всех польских городах состоятся крупные и меньшего масштаба, но в любом случае — посвященные этому юбилею мероприятия. В Варшаве торжества пройдут в особой атмосфере. У Национальной филармонии проходит улица Монюшко, и там будет установлена сцена. На ней выступят коллективы филармонии и Большого театра, Академии музыки. Это будет большое событие в жизни Варшавы.
Во дворе Президентского дворца под патронатом главы государства состоится марафон в честь Монюшко. В нем в первую очередь примут участие музыкальные школы, а также выдающиеся польские вокалисты.
Вообще, программа торжеств очень насыщенная и охватывает все воеводские города Польши. Все филармонии, все оперные театры готовят специальные программы. Будут и другие мероприятия, которые подчеркнут значимость этого юбилея.
Отмечая влияние Монюшко на польскую культуру, Вальдемар Домбровский вспоминает о том, как раньше воспринималось творчество композитора в сравнении с сегодняшним днем:
Вообще, раньше присутствие Монюшко в польской культуре ощущалось сильнее. Он больше присутствовал в повседневной жизни, чем сейчас.
Тогда в домах были музыкальные инструменты, многие пели. Была только одна программа телевидения — с 17 до 22 часов. Это было время других культурных ориентиров. И в те времена Монюшко был бесспорной ценностью. А его оперы, особенно «Галька» и «Страшный двор», являлись основой всего польского оперного искусства.
Также стоит отметить, что Большой театр, в котором мы сейчас находимся, был открыт в 1965 году — после разрушения нацистами в 1941-м и восстановления — четырьмя спектаклями, среди которых были и «Галька» и «Страшный двор» Монюшко.
Вальдемар Домбровский напоминает, что Станислав Монюшко является автором столь богатого музыкального наследия, что его можно по-новому открывать на протяжении всей жизни.
Сам Вальдемар Домбровский посмотрел на Монюшко с другой стороны в 1992 году, когда при Варшавской филармонии был основан Международный вокальный конкурс имени композитора. Кстати, в этом году он пройдет уже в десятый раз — на сцене Большого театра — Национальной оперы с 5 по 11 мая.
Вальдемар Домбровский вспоминает:
Именно благодаря этому конкурсу я посмотрел на Монюшко с другой стороны — не только как на автора великих и важных для нас опер, но и на человека, который среди выдающихся композиторов своего времени создал самое большое количество вокальной лирики, песен, а их у Монюшко более 300. Знатоки утверждают, что из этого количества 80 — мирового уровня, на одном уровне с лучшими произведениями европейских авторов.
Я также лучше понял, в какой художественной среде существовал Монюшко. Потому что он писал песни как на стихи выдающихся польских поэтов, включая Мицкевича, так и обращаясь к поэзии русских, немецких, французских авторов.
Монюшко был человеком, находившемся в центре европейской культурной жизни, которую в оперном искусстве того времени определяли итальянцы, в симфоническом искусстве — немцы, а в вокальной лирике — немцы и австрийцы. И на одном уровне со всем этим творил Станислав Монюшко.
Вальдемар Домбровский надеется, что Год Монюшко станет поводом к продолжению мемориализации личности и наследия композитора:
Первая мемориальная доска появилась 5 января на центральном железнодорожном вокзале Варшавы, названном в честь Станислава Монюшко.
Также я хотел бы добиться того, чтобы Подляшский оперный театр в Белостоке получил имя Станислава Монюшко.
И еще в нескольких значимых местах, связанных с личностью Станислава Монюшко, мы хотели бы установить бюсты композитора, которые бы напоминали о великих событиях, связанных с его творчеством и личностью.
Прежде всего я вижу эти памятные знаки в местах, связанных с музыкальной культурой. И первый такой мемориальный знак уже появился в Радзеёвицах — в Доме творческой работы, принадлежащем Министерству культуры и национального наследия Польши.
Для меня же наиболее символичным местом, в которым должен появиться памятный знак, является деревня Долистово в Подляшском воеводстве — родовое гнездо Монюшек.
Станислав Монюшко родился на территории современной Беларуси, жил и работал в Российской империи, учился в Берлине, бывал во многих странах Европы. Сегодня «отец польской национальной оперы» почитается в Вильнюсе, где также прожил значительную часть жизни.
Как нам сегодня смотреть на Монюшко — в польском и международном контексте? Своим взглядом делится Вальдемар Домбровский:
Нет чего-то такого, как прямой перенос нашего сегодняшнего представления о народе, национальности, источниках культуры на 150-200 лет назад. Это были другие времена.
Национальные стили в Европе рождались на волне национально-освободительных движений. Например, в Италии во время войны за независимость композитор Верди стал пожизненным сенатором Итальянской Республики в том числе потому, что его произведения сыграли огромную роль в мобилизации итальянских патриотов в борьбе за независимость.
А на землях бывшей Речи Посполитой, разделенной Россией, Австрией и Пруссией, сохранялось чувство польской национальной идентичности, польского бытия. И Монюшко был человеком, который придал этому чувству и польской культуре величие.
Вальдемар Домбровский обратился к слушателям Польского радио с призывом вместе отметить Год Монюшко:
Я хотел бы пригласить вас в мир звуков, мелодий и красоты, созданный Станиславом Монюшко. Потому что это действительно европейская творческая личность высшего уровня.
Виктор Корбут
Слушайте звуковой файл
Автор выражает благодарность Ольге Дешко-Войцеховской, координатору проектов Бюро Года Монюшко за помощь в организации интервью