Logo Polskiego Radia
Print

Культурное пространство: Фестиваль «Новые эпифании 2019»

PR dla Zagranicy
Irina Zawisza 01.03.2019 16:18
  • Михал Сенк и Павел Добровольский о фестивале "Новые эпифании 2019".
Центр мысли Иоанна Павла II в Варшаве уже в 10-й раз в период Великого поста откроет интердисциплинарный фестиваль «Новые эпифании».
Плакат фестиваля "Новые эпифании 2019"Плакат фестиваля "Новые эпифании 2019"Источник: рекламные материалы

Период Великого поста, который по католическому календарю в этом году начинается 6 марта, Центр мысли Иоанна Павла II в Варшаве вот уже в 10-й раз открывает интердисциплинарным великопостным фестивалем «Новые эпифании». Программа фестиваля включает спектакли, фильмы, концерты и кулинарные мастер-классы, которые каждый год посвящены одному из аспектов евангельского повествования, выраженного польскими творцами в самых разнообразных формах, причем далеко не всегда имеющих религиозное измерение. Ведь Центр мысли Иоанна Павла II - одно из самых активных и интересных культурных учреждений польской столицы характеризуется широтой мышления и нестандартным подходом к тематике и реализации своих инициатив.

У нашего микрофона директор Центра мысли Иоанна Павла II Михал Сенк (Michał Senk).

На
На пресс-конференции в Центре мысли Иоанна Павла II, посвященной 10-му фестивалю "Новые эпифании". (На фото слева направо: директор Центра Михал Сенк, режиссеры Славомир Нарлох и Катажина Минковская, арт-директор фестиваля Редбад Клинстра-Комарницкий).

Фото: radiopolsha/И. Завиша

- Господин директор, в свои первые годы великопостный фестиваль носил название «Горестные стенания», затем двойное название «Горестные стенания/Новые эпифании». Известно, что Великий пост в христианстве - это период раздумий, очищения совести. Сейчас фестиваль отмечает 10-летний юбилей, его формула остается по-прежнему многогранной. Но почему вы отказались от первой части названия фестиваля, обращенного к традиции Великопостных говений, Крестного пути, «Горестных стенаний» - очень «польских» богослужений, в которых акт покаяния играет огромную роль?

Михал Сенк: Если говорить о самом названии богослужений «Горестные стенания» и названии фестиваля, то мы не захотели произвести впечатление некоторого замещения или создания конкуренции церковной службы художественным фестивалем. Мы стремимся к тому, чтобы показывать определенный диалог, сотрудничество, где есть пространстов как для верующих и практикующих, у которых есть свои инструменты поиска Бога, так и людей, не исповедующих никакую религию, но желающих участвовать в фестивале «Новые эпифании», чтобы вместе искать новые «эпифании» красоты, добра - современные, актуальные их выражения, явления. Отсюда смена названия с целью более четкой, ясной передачи мысли, послания. Фестиваль и богослужение - это два разных пространства, а общее название, как нам показалось, могло вводить наших посетителей в заблужение.

- В этом году лейтмотивом фестиваля «Новые эпифании» является история предательства Христа и личность предавшего его Иуды. А девиз звучит так «Лучше бы не родился». Но в визуальном воплощении, на плакате этот девиз выглядит так, что частица «не» намного бледнее остальных слов. Это немного напоминает прием в интернете, когда зачеркнутое вроде бы слово имеет бОльшую смысловую нагрузку, чем слово, которым его заменили. То есть, получается, что в этом утверждении «Лучше бы не родился» всё не так однозначно, и частица «не» выступает здесь в роли своеобразного вопросительного знака?

Михал Сенк: Да. Это появляющийся в голове знак вопроса о ценности человеческой жизни. Но также это вопросы или задания, которые стоят перед каждым из нас. Наверное, очень легко сначала вычеркнуть Иуду, сказать, что, если бы не он, то вообще ничего бы не случилось. Но что это значит - «ничего бы не случилось»? Что не было бы искупления? И эта частица «не», которую мы хотим особенно ярко показать, служит предостережением перед категоричными суждениями, вычеркивании людей или, наоборот, абсолютным оправданием их поступков. Нам нужно подумать над тем, зачем в нашей судьбе появляется другой человек, в чем его задание, миссия, зачем он нам нужен. Но не начинать с очевидных спутников, то есть наших близких и друзей, а с того, зачем нам нужен пресловутый другой как «враг» (в кавычках).

- Иуда как евангельский персонаж, имя которого стало нарицательным, интересовал многих творцов. Можно вспомнить Караваджио, Илью Репина, Леонида Андреева, Михаила Булгакова, Ларису Шепитько, Мартина Скорсезе. Иуда рассматривался со многих сторон. Сильно упрощая можно сказать, он выступал в художественных произведениях и олицетворение коварства, подлости, и, парадоксально, - как самый верный и преданный ученик, добровольно обрекший себя на вечное проклятия, клеймо предателя ради того, чтобы Христос мог совершить свою миссию. А какое отражение фигура Иуды получила в театральной программе фестиваля «Новые эпифании 2019», в которой участствуют как маститые режиссеры, в частности, Павел Пассини, так и начинающие, студенты, как Катажина Минковская? С таким вопросом я обратилась к директору фестиваля Павлу Добровольскому (Paweł Dobrowolski):

Павел Добровольский: Взгляды очень разные, насколько я могу судить поскольку много знаю об этих спектаклях, несмотря на то, что еще не было премьер, и мы только ждем их в рамках фестиваля. Но беседы с авторами и, можно сказать, «подглядывание» репетиций уже многое говорят о том, как творцы относятся к этой теме. В самом начале подготовки программы мы даже предлагали прекрасные готовые тексты польской драматургии и литературы на тему Иуды. Это и пьеса Ирэниуша Ирединьского «Прощай, Иуда!», «Иуда Искариот» Кароля Хуберта Ростворовского, «Иуда» Кажимежа Пшервы-Тетмайера. Однако, что нас очень удивило, каждый из режиссеров, к которым мы обратились, заявил, что хочет создать в каком-то смысле собственную версию Иуды, представить свой личный взгляд, интерпретацию этого персонажа. Это показывает, что фестиваль взялся за важную тему - предательства, которая имеет свое теологическое прочтение как в католицизме, так и в православии. Но, действительно, образ Иуды очень неоднозначен, его можно интерпретировать очень по-разному. Думаю, «Новые эпифании 2019» будет фестивалем различных видений и ситуаций этого персонажа - от его рождения, детства, взаимоотношения с окружением, до ключевого момента в его жизни на Тайной вечере. В этом и заключается самый интересный аспект фестиваля, на который я сердечно приглашаю, и который дает возможность узнать, как современные творцы справляются с этой темой.

Автор передачи: Ирина Завиша

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты