Logo Polskiego Radia
Print

Премьера спектакля «Борис Годунов» в Театре Polski в Варшаве

PR dla Zagranicy
Irina Zawisza 24.05.2019 17:00
  • Интервью с Анджеем Северином
Драму Пушкина «Борис Годунов» в Театре Polski в Варшаве поставил знаменитый режиссер Петер Штайн.
Афиша спектакля "Борис Годунов" в Театре Polski в ВаршавеАфиша спектакля "Борис Годунов" в Театре Polski в ВаршавеИсточник: рекламные материалы/teatrpolski.waw.pl

24 мая в Театре Polski в Варшаве - премьера спектакля «Борис Годунов» по исторической драме Александра Сергеевича Пушкина. Это настоящая сенсация в театральном мире Польши. Во-первых, поставил спектакль легендарный немецкий режиссер Петер Штайн; во-вторых, это самая масштабная и дорогостоящая постановка в истории всех польских сцен за последние 30 лет; и в третьих - заглавную роль исполняет звезда польского театра и кино, директор Театра Polski Анджей Северин. В канун премьеры «Бориса Годунова» мы встретились с ним, чтобы поговорить об этом событии.

- Начнем с литературного источника: в чем для Вас зерно этого произведения Пушкина?

Анджей Северин: Я не знаю другого такого произведения в истории литературы и вообще в истории человечества такого события, как смерть правителя из-за угрызений совести. Поэтому для меня квинтэссенцией этого произведения является его моральная сторона, христианская. И об этом необыкновенным образом говорит Пушкин, склоняя нас к глубоким размышлениям. Трудно сказать, действительно ли Бориса Годунова так мучала совесть, как это написано у Пушкина, но, по сути дела, мне кажется, что это не самое важное. Самое важное для меня - то, что эта драма показывает человека, совершившего преступление. А позже, уже взойдя на трон, стал весьма порядочным правителем, который хотел реформировать государственные структуры, лишить бояр должностных прав. Вы понимаете, что говорю только о произведении... Ведь Годунов говорит Басманову, назначая его командующим войсками: «Не род, а ум поставлю в воеводы».

Говоря языком ХХ века, Годунов был прогрессивным правителем. Мне кажется важным также то, что Годунов по-настоящему любил Отчизну, свою Россию, хотя у него весьма скептическое отношение к народу. Он понимает, как легко народ поддается на манипуляции, как неблагодарны люди. Зато он предан своей семье, ценит семейные узы. Наверное, многие, кто читал это произведение, найдут в нем значительно больше. Ведь там есть еще один герой этой драмы - русский народ, такой легковерный, часто меняющий свое мнение, но в финале произведения принимающий позицию, которой бояре не ожидали. И вот эти вещи кажутся мне самыми важными.

Анджей
Анджей Северин в роли Бориса Годунова

Фото: radiopolsha/И. Завиша

- Драма Пушкина написана в XIX веке о событиях XVI-XVII веков. Но театр - это «здесь и сейчас». Как можно выразить сверхзадачу или, говоря менее профессиональным языком, послание спектакля «Борис Годунов», поставленного в Театре Polski в Варшаве, в 2019 году? На афише написаны слова «Все мы жаждем власти»... Это оно?

Анджей Северин: Пушкин, насколько мне известно, не знал Дональда Трампа, не знал Гжегожа Схетыну (председателя оппозиционной польской партии «Гражданская платформа» - прим. Ред.), не знал президента Франции Эммануэля Макрона, не был знаком с Мари Ле Пен и так далее. Поэтому я бы остранился от определения «театр - это здесь и сейчас». Пусть каждый во время спектакля, слушая текст Пушкина, и после спектакля, если хочет, подумает о сегодняшнем дне, о прошлом или о будущем. Наша задача - обогатить наших зрителей, а не решать политические, дипломатические, экономические проблемы между странами или внутри одной страны. Мне кажется, что театру не стоит навязывать точку зрения режиссера, актера и даже автора. Творцы, представляющие свою работу, провоцируют людей к мышлению. Это намного важнее, чем пресловутая актуальность и привязка к текущим сегодняшим проблемам.

- Чем для Вас как актера был опыт работы с Петером Штайном? Как он вместе с Вами выстроил роль Бориса Годунова.

Анджей Северин: Работа со Штайном была моей мечтой многие десятилетия. Я связался с ним 8 лет назад, и с тех пор шли переговоры. Они не были краткими по многим причинам, но закончились тем, что Петер вместе со своими сотрудниками - художницей по костюмам Анной Марией Хайнрих, сценографом Фердинандом Вогербауэром, приехал в Польшу и поставил у нас этот спектакль. Что касается моего персонажа, то это интересный вопрос, потому что Пушкин не описывал психологию пути к смерти. В конструкции этой драмы нет традиционной последовательности, где сначала происходит одно, затем другое, и смерть где-то появляется, подкрадывается всё ближе, и, наконец, герой умирает. Пушкин оперирует языком театральных знаков. Зритель, который искал бы сцены смерти, как в кино, например, не найдет ее. Таким же условным театральным языком пользуется Петер Штайн. Он не ищет реализм там, где у Пушкина реализма нет. Зато есть потрясающе написанные Пушкиным сцены, которые можно назвать реалистическими, написанные прозой, где Пушкин оперирует уже совершенно другим языком, и театральным, и литературным. Пушкин в этом произведении - молодой свободный литератор, начитавшийся Шекспира и им вдохновленный. И я убежден, что эта пушкинская творческая свобода передалась Штайну и нашла свое отражение в нашей постановке. Главным для него был авторский текст. А единственным, как Петер сказал на первой репетиции, элементом, придуманным режиссером, будет появление на сцене маленького Дмитрия.

Сцена
"И мальчики кровавые в глазах"...Сцена из спектакля "Борис Годунов"

Фото: radiopolsha/И. Завиша

- «Борис Годунов» на сцене Театра Polski - это еще и большой постановочный размах, 35 актеров на сцене, в невероятно быстром темпе меняющиеся декорации и костюмы, причем сложные. Как театр справился с таким заданием?

Анджей Северин: Театр Pоlski имеет такую замечательную техническую команду, что мы справимся с еще более трудными заданиями. Костюмерный цех, гримерный цех, рабочие сцены, техники, реквизиторы, осветители, слесари и плотники - все они профессионалы высочайшего класса. У режиссера не было здесь никаких проблем, и это нормально. Думаю, что Петер и его сотрудники это подтвердят. Наш театр оказался хорошим партнером для этих артистов мирового класса, чрезвычайно требовательных, как в отношении себя, так и других.

Сцена
Сцена из спектакля "Борис Годунов"

Фото: radiopolsha/И. Завиша

- Стоит добавить, что в программке к спектаклю написано: «Борис Годунов - это великолепная история о механизмах прихода к власти. Оживленные Петером Штайном герои пушкинской драмы «Борис Годунов» смотрят зрителю в глаза. Это люди из плоти и крови - разжигают войны, разыгрывают сражения, пересекают границы и поиске союзников, но также в страхе за собственную жизнь интригуют, нанимают шпионов. Убивают, сжигают за собой мосты. Некоторые пытаются любить, но дорого за это платят. Совершенные в своем несовершестве»...

Автор передачи: Ирина Завиша

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты